Нетревожные нотки: с какого возраста стоит учить ребенка музыке

В мейнстриме раннего развития ребенка есть, пожалуй, только одно направление, которое не вызывает сомнений — это музыка. И вопрос, с какого возраста стоит включать ребенку различные мелодии, даже не ставится, ведь доказано, что еще в утробе матери младенец слышит музыку и реагирует на нее. Казалось бы, советы просты: регулярно включайте классические произведения, пойте ребенку сами — и будет всем счастье. А что делать, если на маму Бах с Чайковским навевают тоску, а папа поет так, что даже совсем кроха машет руками, кричит «нет-нет-нет» и закрывает родителю рот? Как познакомить ребенка с музыкой с пользой для его развития и без ущерба для психики окружающих? Ответы портал Kids365.ru нашел у Оксаны Чечиной, педагога по раннему музыкальному развитию.

— Оксана, давайте сразу выясним: а всем ли детям нужно музыкальное развитие? Может, кому-то оно ни к чему?

Оксана Чечина

Эксперт: Оксана Чечина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в детской школе искусств, эксперт по раннему музыкальному развитию.

— «Нужно» — это категоричное выражение, но я думаю, что всем детям это полезно и при правильном подходе — интересно. В советское время все дети в дошкольном и в школьном возрасте много пели: были хоры, музыкальные уроки, конкурсы. Сейчас так же построена система музыкального образования в Корее: дети там поют все и всегда, у них музыка 5 дней в неделю. И если сравнить, то уровень культуры, качество взаимоотношений между людьми там выше. Пусть звучит пафосно, но музыка облагораживает людей, облагораживает их душу. Хотя есть направления, которые могут давать обратный эффект: например, музыка с настойчиво повторяющимся ритмом оказывает зомбирующее действие на человека, он деградирует, его сознание становится более примитивным. Так что родителям нужно следить, что слышит и слушает их ребенок.

— Тогда расскажите, как правильно подобрать музыку для ребенка?

— Если вы не профессиональный музыкант, то просто опирайтесь на свою интуицию. Вы же чувствуете, несет песня или мелодия добро, нравится ли она вам и ребенку. Можно начать хотя бы с Моцарта, Вивальди, то есть с тех произведений, которые несут гармоничное начало, спокойствие — и внушают ребенку те же самые чувства, тем самым способствуя его развитию.

Есть такое понятие «Моцарт-эффект» — характер мелодий этого композитора таков, что он положительно воздействует на человека, активизируя кору головного мозга. У его музыки есть лечебное действие, есть даже терапия на основе музыки Моцарта. Так что такой плей-лист хорошо подойдет ребенку.

— Но что делать, если мама засыпает под классику, ей тоскливо, да даже просто не нравится эта музыка? А с ребенком ее придется слушать. Нужно переступить через себя?

— Совершенно необязательно, а, может, ваш ребенок пойдет по другому пути и вырастет рок-музыкантом? У меня есть ученица, мама и папа которой увлечены роком, и они говорят то же самое: мы не можем слушать классическую музыку. Я им посоветовала ставить дочке ту музыку, которую они сами считают хорошей. И девочка дома слушает рок, но при этом она может прийти на концерт в музыкальную школу и прослушать весь классический концерт, открыв рот.

Всегда нужно ориентироваться на потребности ребенка. Но взрослые, в конце концов, могут надеть наушники, уйти в другую комнату и пять минут «переждать», пока ребенок слушает. У каждого свой путь, наша задача — указать детям дорогу, по которой можно развиваться, продвигать их в том направлении, которое ребенку интересно. Ну, и кроме того есть много разной хорошей музыки, не только классической, но и современной.

Всегда актуальна музыка к советским мультфильмам: «Умка», «Чебурашка», «Прекрасное далеко» — советская классика хорошо идет и у современных детей. Секрет прост: там интересные мелодии, которые запоминаются — мы же их напеваем с детства, спустя много лет. В них много интонаций, которые наш слух цепляет, а мозг — развивает. Потому что примитивные интонации «ты морячка, я моряк, ты рыбачка, я рыбак» упрощают сознание. Мелодия должна идти то вверх, то вниз, как волна — это напряжение для ума.

music-02

— Как «правильно» слушать музыку с детьми: включать фоном или делать из этого событие, предупреждать, проговаривать?

— По-разному. Есть музыка, которую можно слушать фоном, своим детям я включаю, например, вокально-интонационные упражнения Владимира Кирюшина. Они направлены на активизацию речи ребенка: мальчик сначала поет нотами, а потом звучит только фонограмма, и ребенок должен сам петь «до-ре-ми». Дети повторяют слоги-ноты, это даже малышам легко дается, и тем самым налаживается контакт между правым полушарием — музыкой, которая звучит, и левым — ответственным за логику, за слова. Такие упражнения помогают малышам заговорить.

У меня была девочка, ученица, которая часами могла слушать Кирюшина. Мама уже не знала, куда деваться от этих постоянных повторений. Но в год и три девочка заговорила предложениями, с ней можно было вести диалог — и интерес к упражнениям пропал. Свою функцию занятия выполнили, но если ребенку изначально они не очень интересны, он не будет в них включаться.

В чем сложность классической музыки? Ребенок должен ее слушать от начала и до конца, реагировать, пытаться понять — это работа для интеллекта, для души. Поэтому если вы хотите прицельного слушания, то подождите лет до двух, и тогда уже включайте классику минут на 5 в день и обязательно со сказочной настройкой. Но прислушивайтесь к желаниям ребенка: не заставляйте сидеть и слушать, если ему хочется с куклой поиграть.

music-04

— Что за «сказочная настройка»?

— Перед тем как включить мелодию, можно, конечно, торжественно объявить, что это, например, Чайковский. Но ребенку вряд ли эта информация интересна. Хотя некоторые дети запоминают и потом шокируют публику, если где-то слышат знакомую мелодию и называют ее автора. Самое лучшее для дошкольника — это сказки. Родители могут рассказывать сказки под музыку, подбирая их под настроение, под сюжет — это отлично развивает фантазию, эмоциональное начало ребенка.

Например, слушаем «Марш деревянных солдатиков» и говорим: «Маленькие деревянные солдатики отправились в поход. Они шли, дружно поднимая ноги, маршировали как самые настоящие большие бравые солдаты. Сначала они шли далеко-далеко, и мы их почти не слышали. Но вот они подошли совсем близко, и мы можем разглядеть, какие барабанчики они несут. Но наши солдатики торопятся, они уже шагают вдалеке и совсем скрылись за горизонтом. Давай помашем им рукой — пока!»

Наблюдайте за ребенком, но не делайте поспешных однозначных выводов. Известен интересный факт из биографии Шопена: когда он, будучи маленьким мальчиком, слышал музыку — то начинал рыдать. Родители были уверены, что ему просто не нравятся мелодии, и уже готовы были прекратить музыкальное развитие ребенка. Но оказалось, что музыка настолько трогала ребенка, что он просто не в силах был справиться с собственными эмоциями.

Я советую музыку ставить яркую, программную, которая будит воображение и сама рисует образы: кошечек, собачек. Музыка может дать настрой, ребенок учится представлять образ. И к трем годам дети сами начинают сказки придумывать.
Им не важно, как зовут дядю, который сказку написал, даже первоклассникам скучно смотреть на портреты и даты жизни композиторов. Да, для общего развития можно показывать это, но требовать знаний — не нужно.

Почему есть противники раннего развития — потому что мы закладываем в детей много всего. Стараемся дать максимум информации, знаний, карточек — и у ребенка происходит перегруз. А потом начинаются неврозы в начальной школе — их сейчас очень много. Дети, которые в 3 года научились читать, в школе отказываются читать вообще или читают очень медленно — детское сознание противится. Поэтому сказки-сказки-сказки и музыка.

music-01

— А стоит ли водить детей года-полутора на развивающие музыкальные занятия? Или лучше заниматься дома?

— Водить на занятия можно с года, потому что в этом возрасте детки уже готовы слушать, готовы воспринимать, им интересно все, что происходит вокруг них, им нужны новые впечатления: начиная от игрушек, заканчивая музыкальными инструментами. Дети смотрят на разные инструменты, слышат их в живом звучании, и годам к четырем уже знают, на чем хотят играть. Может, они и не пойдут именно в музыкальную школу, а будут просто в клубе играть, будут слушать музыку на концертах, дома. В любом случае это не пройдет даром.

Среди моих учениц есть 2-летняя девочка, которая играет на скрипке. Ее никто в музыкальной школе не берется учить, в силу возраста, но она умеет скрипку ставить, держит смычок, извлекает звуки — и ей это очень интересно. Она хоть и маленькая, но уже сочиняет песенки, поет и хочет играть.

По моему опыту лет до 3 можно заниматься и дома, но когда ребенок идет в сад, он начинает лучше слушать педагога со стороны, а не маму. Кроме того от года до двух маме иногда нужна помощь со стороны, чтобы ей подсказали задания. А есть мамы, которые на занятиях тоже с удовольствием начинают петь, играть — иногда им нужен просто творческий импульс, чтобы дальше заниматься с ребенком.

На занятиях мамы должны «включаться» и делать все вместе с детками, это лучший вариант. И дома можно петь с ребенком, даже если вы считаете, что у вас нет данных. Бывает, конечно, что дети могут маме сказать «не пой, ты неправильно поешь», но выход есть. Если душа сильно просит, то петь нужно под очень громкую музыку — и в этом сопровождении ребенок слушает музыку, но почти не слышит вас. И вам в удовольствие такое караоке, получаете релакс, и ребенок получает дозу музыкальных впечатлений.

music-03

— Чем музыкальные занятия отличаются от обычных «развиваек»? Там ведь тоже есть музыкальные составляющие.

— В основном это различные движения под музыку: танцы, шаг, жесты. Игра на музыкальных инструментах — это методика Карла Орфа, которая сейчас в России активно развивается. На муззанятиях это происходит не в таком виде, как в детсаду: раздали металлофоны и нате, бренчите. Мы знакомим с разными звучаниями: трещотка должна так-то звучать, бубенцы — так-то, бумага шуршит, горох в контейнере от «киндера» шумит. У ребенка должно создаваться впечатление о разных звуках и шумах. Плюс они учатся держать правильно разные инструменты, молоточки, например, треугольники, но все это в игровой форме, без напряжения.

Пение очень важно. Чаще всего детки от года до двух слушают песенки, иногда на занятиях открывают рот, а поют уже потом дома. В два года подключаем упражнения для развития голоса — и они начинают голосом работать. В 3–4 года это становится одним из основных элементов. И еще обязательно развитие внимания, тактильных ощущений, координации, артикуляции — она важна, когда поем, когда играем на духовых инструментах, даже для фортепиано она важна, так как артикуляция тесно связана с кончиками пальцев. Когда пианист не может что-то сыграть, ему советуют — проговори, и все получается.

Шпаргалка для мамы: что послушать с ребенком

  • Бах И.С.-Гуно Ш. Ave Maria.
  • Бах И.С. Отдельные прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» — прелюдия до мажор, фа мажор, соль мажор, си бемоль мажор.
  • Вивальди А. «Времена года».
  • Григ Э. «Утро», «Танец Антиры», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».
  • Железнова Е. Песенки-потешки и речевые упражнения, «Музыка с мамой» (от года).
  • Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.
  • Лядов А.К. «Озеро», «Баба Яга», «Кикимора».
  • Моцарт В.А. Любая музыка, но лучше в оригинале, не в современной обработке.
  • Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане», «Шахеразада».
  • Рубинштейн А.Г. «Мелодия».
  • Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных».
  • Чайковский П.И. «Щелкунчик», «Лебединое озеро» (фрагменты).
  • Шопен Ф. Вальсы.
  • Шуберт Ф. Ave Maria, Музыкальный момент № 3.
  • Шуман Р. «Грёзы», «Отчего?», Детский альбом«.
  • Чайковский П.И. «Детский альбом».

music-05

— Какие музыкальные инструменты нужно покупать ребятишкам? Или лучше выбрать музыкальные игрушки?

— В первую очередь нужны шумовые, которые не обладают определенной высотой: маракасы, бубны, колокольчики, трещотки. Я бы посоветовала покупать не в детских магазинах, а в музыкальных, пусть лучше один-два, но которые звучат хорошо, чем сто пластмассовых погремушек. Воспитывайте сразу на хорошем.

Приобретите дудочки — умение дуть очень полезно для ребенка, но этому нужно учить. Кроме того, это и для речи необходимо, например, чтобы произнести звук «Рррр», нужен хороший выдох. Синтезаторы или музыкальные игрушки тоже нужны, ведь на них можно как послушать готовую мелодию, так и свою придумать. Конечно, сначала это будет «бамбамбам», детки что попало играть будут. Но со временем все придет.

Можно с детками ходить на концерты, но только для совсем малышей там обязательны элементы драматизации. Минут 15 дети слушают музыку, потом им надоедает и нужно встать с места, поиграть с аниматорами, с игрушками. В музыкальном развитии, как и в любом другом, нужно соблюдать баланс: когда мы даем детям много ярких игрушек, ставим много ярких мультиков, они быстро пресыщаются и требуют нового. А иногда лучше дать ребенку что-то простое, но поиграть вместе с ним.

Обложка книги "Мы - это музыка"

Что почитать по теме: «Мы — это музыка». Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом?

Как часто вы слушаете музыку? Каждый день по несколько часов? Она играет фоном во время повседневных дел? Прицельно по выходным? Только во время тренировок в спортзале? Что значит слушать музыку? Все эти вопросы кажутся совершенно простыми и бессмысленными, но Виктория Уильямсон, психолог по образованию, находит на них ответы и переворачивает понимание и прослушивание музыки с ног на голову. В своей книге «Мы — это музыка» она рассматривает музыку как процесс, как деятельность, как отдельный организм и разбирает ее на детали.

Эта книга — для всех и для никого. Она, безусловно, будет интересна преподавателям музыки, музыкантам и психологам. А также мамам, подросткам и всем, кто в той или иной степени интересуется собой и восприятием мира. Но при этом знания, почерпнутые из книги, могут легко забыться, и, в общем-то, ничего страшного не произойдет.

Научные интересы Виктории Уильямсон лежат на пересечении психологии музыки и науки о мозге: с детства она училась играть на гитаре и многих других музыкальных инструментах, затем обучалась на психолога в Университете Йорка в Великобритании и Университете Шеффилда. То есть книга написана не профессионалом в области музыки, а человеком, который хочет разобраться в том, как музыка влияет на человека в течение его жизни.

Как утверждает автор, мы все родились с музыкой внутри. Людей, которые не умеют петь или не имеют слуха, крайне мало. Существует понятие, обозначающее людей, не слышащих определенные ноты или несоответствие нот в мелодии — этот недуг называется «амузия». Все остальные люди вполне поддаются обучению, только у некоторых этот процесс будет идти сложнее, чем у других.

Также Виктория Уильямсон отвечает на частый вопрос молодых мам — стоит ли пичкать ребенка классической музыкой с рождения, чтобы развить его интеллект? В целом ответ отрицательный, при этом автор объясняет, почему «эффект Моцарта» — это миф. Абсолютно все утверждения в книге подкрепляются различными исследованиями, но ни одно из них не проводилось автором. Книга, если добавить научный язык и сузить тему, могла бы стать докторской диссертацией, но в этом и суть легкого чтения — она написана так, чтобы прочитать и понять ее мог каждый. К слову, об одном из исследований, которое проводилось среди новорожденных, Виктория пишет особенно трогательно: «…в начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них „выбыли“: 34 заснули…».

В книге также можно найти ответы на вопросы о том, помнят ли дети музыку, которую слышат в утробе; почему детям нравится «речь, обращенная к ребенку» — когда мама говорит нараспев, чередуя высокие и низкие тона; как выбрать музыкальный инструмент для ребенка; существует ли «вредная» музыка; как выбрать фоновую музыку в цветочном магазине, чтобы увеличить продажи и так далее.

Для тех, кто ленится читать книгу целиком или не может решить, покупать ее или нет, автор заботливо предваряет каждую главу кратким пересказом, а в конце главы повторяет выводы. Это делает каждую часть законченной, а чтение — динамичным.

Книга была опубликована на русском языке впервые. Переводчик с английского — Юлия Корнилович. Оформлена книга великолепно — красивая обложка, отличный леттеринг названия. Суперобложка, мягкий переплет и заботливая отсылка к другим книгам, дополняющим ту, что читатель держит в руках. Издательство — «Манн, Иванов и Фербер».

Елена Чайка

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
5141 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 7441 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 3777 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично