Спортивные секции для детей: начинаем с себя

Когда родители начинают раздумывать, в какую же детскую спортивную секцию отправить свое 5-летнее чадо, то может оказаться, что время уже упущено. Нет, не потому, что об этом надо было думать, когда ребенку исполнилось три годика и сейчас «пятилетка» уже стал «старым» для большого спорта. А потому, что об этом нужно было думать еще до его появления на свет. И начинать заниматься с ним с первых недель его рождения.

Эксперт расскажет о физическом развитии детей

Эксперт: Алексей Коновалов, директор научно-практического центра биофизической и спортивной реабилитации Сибирского федерального научно-клинического центра (ФНКЦ), кандидат медицинских наук.

На самом деле, подружиться со спортом и физкультурой никогда не поздно. Однако наш эксперт, директор научно-практического центра биофизической и спортивной реабилитации Сибирского федерального научно-клинического центра Алексей Коновалов, рекомендует приучать ребенка к спорту с самого начала. И даже — чуть раньше. Подробнее об этом он рассказал порталу Kids365.ru.

Личный пример

Все начинается с рождения, а еще лучше — до рождения ребенка. Есть статистика: если оба родителя ведут активный образ жизни, то вероятность, что их ребенок будет с удовольствием заниматься физкультурой — 90%, если один из родителей то — 50%, и если ни один из родителей не дружит со спортом, то вероятность снижается до 20%. Поэтому занятия физкультурой надо начинать с себя, с родителей.

Когда и папа, и мама находятся в хорошей физической форме, то и ребенку будет проще — это на биологическом уровне. При этом, если мамин организм развивался в условиях конкретного вида спорта, то он уже адаптирован к определенного вида нагрузкам. И велика вероятность, что организм ребенка будет развиваться примерно в том же направлении.

Позитивная тактильность

От 0 до года ребенок очень много информации получает через тактильный контакт, через мышечно-суставное чувство. То самое, которое взрослому позволяет понимать в темной комнате, что это — левая рука, а это — правая, и какую руку надо опустить в карман, чтобы достать ключи.

Насколько часто ребенка берут на руки, как с ним перемещаются, насколько хороша координация у родителей, получают ли они удовольствие от движения — все это запоминается ему и в будущем может сыграть большую роль. Взяв ребенка на руки, можно совершать танцевальные движения — ребенок чувствует положительный эмоциональный фон и у него тоже появляются положительные ощущения, на фоне которых развитие и обучение происходит успешнее.

Поэтому я радуюсь, когда вижу, что, к примеру, родители приходят кататься на лыжах с грудными детьми: я сам с младшим сыном, и со средней дочерью с 2–3 месяцев на лыжах выходил. Без палочек, коньковым ходом, взял ребенка на руки — и катишься спокойно. Ты тренируешься, ребенок спит — все довольны.

Большое значение на первом году жизни играет создание доступной среды для стимуляции развития двигательной активности ребенка. Если мы его кладем на диван, покрытый пуховым одеялом, то ребенок погружается в него, жесткой точки опоры нет, обзор практически минимальный — и особой потребности в движении у него не возникает.

А если же твердая поверхность, да на горизонте ребенку что-то видно, то у малыша возникает желание когда-нибудь туда добраться.

Вдохновенно танцующая крошка

Двигаться значит мыслить

Мы должны понимать, что до 7 лет развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от развития его двигательной системы: постоянного использования новых и усложнения знакомых двигательных задач, которые требуют активного включения нейронов головного мозга, развития дополнительных связей. Если будет движение, то к началу школьной программы ребенок будет хорошо развит и физически, и умственно. Если же он зажат и мало двигается, то у него могут появиться проблемы с восприятием информации, никак, казалось бы, не связанной с двигательной активностью — это касается точных наук, естественных наук и так далее.

Также большое значение имеет развитие в ребенке состояния творчества. Иногда у нас получается погрузиться в это состояние и мы начинаем что-то придумывать. А иногда — нет. Абрахам Маслоу в своем заключительном труде написал, что для того, чтобы научить ребенка вызывать у себя состояние творчества, лучше всего подходит танец. Все мы видели маленьких ребятишек, которые только начали ходить, но уже стараются двигаться под музыку. Непосредственно в этих движениях и формируется внутренняя свобода, и свобода ума в том числе.

Малыш в джинсовом комбинезончике играет на лужайке с мячом

Наблюдайте за ребенком

После того, как ребенок начинает говорить, при общении с ним надо постараться понять его предпочтения: что ему больше нравится, о чем он больше разговаривает. Это поможет понять, куда его направить в будущем.

После трех лет с ним можно организовать ненавязчивый просмотр каких-либо программ по разным видам спорта: на плавание он, например, внимания не обратил, на гимнастику тоже, а на скалолазании остановился — сидит и смотрит. Во время игры то же самое: если ребенку мячик кинул, и он его пинает — это одно, если по деревьям любит лазить — другое, камни кидать обожает — третье. Надо наблюдать за ребенком. Правильный путь покажет только родительская любовь. И наблюдательность.

Список секций, которые есть в каждом городе России обычно можно найти на сайтах департаментов и комитетов по физкультуре и спорту, там же есть вся необходимая информация по правилам набора.

Для того, чтобы определиться, каким видом спорта может заниматься ребенок, родители могут обратиться в диспансер к спортивному врачу, после чего он уже назначит необходимое обследование и даст рекомендации. Именно эти специалисты могут посоветовать, надо ли ребенку, к примеру, заниматься борьбой или лучше выбрать бальные танцы. Мы, врачи, можем, к примеру, понять склонность ребенка к бегу на стайерские или спринтерские дистанции, или же желание проявить себя индивидуально, или в команде, а также определить его физические параметры в целом — с точки зрения укрепления здоровья, а не для результата.

Маленькая гимнастка небрежно лежит в замысловатой позе

Возраст — не помеха?

Что касается возраста, то в СССР по приказу профильного министерства заниматься в секциях спортивной и художественной гимнастики, а также фигурного катания можно было с 6 лет, боксом и ударными видами спорта — с 12 лет, тяжелой атлетикой — с 14–15 лет, а игровыми видами спорта — в возрасте от 7 до 10 лет.

При этом, существуют этапы спортивной подготовки. Первый — общефизическая подготовка. В зависимости от того, в каком возрасте ребенок пришел, на каком уровне были его физиологические способности, насколько опытен тренер, он может длиться от полугода до 5 лет. Основная задача на этом этапе — развитие выносливости, общей координации движений, других показателей. То есть той базы, на которой уже будет строиться работа на последующих трех этапах — тренировочном, этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе достижения высших спортивных результатов. И здесь большую роль играет личность тренера, как с ним контактирует ребенок, как сам наставник контактирует с его родителями.

Тренеры по художественной гимнастике говорят, что раньше 4 лет особого смысла вести ребенка в спорт нет, потому что он еще не способен услышать, что говорит тренер и понять, что от него требуется. Малышня приходит на тренировки и попросту балуется. Но есть примеры, когда тренер видит совсем маленького ребенка, и понимает — из него можно что-то сделать. Вот тогда здесь предстоит много работы и тренеру, и родителям.

Впрочем, есть еще спортивно-оздоровительный вариант, когда дети ходят тренироваться вместе со всеми, но не для достижения результата, а для здоровья. То есть, одни ездят на соревнования, а другие просто тренируются.

Но если у родителей есть желание, чтобы ребенок занимался в большом спорте, то можно определиться с направлением и в три года. Как правило, такие ситуации возникают в семьях, в которых родители сами занимались этим видом спортом. В Томской области есть яркий пример — это фристайлистка, участница Олимпийских игр Екатерина Столярова, родители которой являются ее личными тренерами, а сама Катерина все детство провела на горных лыжах.

Каратэ ребята в боевых позициях

Главное — здоровье

Состояние здоровья у всех детей разное, и в каждом случае нужен индивидуальный подход. Но есть и общие особенности. К примеру, до 7 лет своды стоп у ребенка еще слабо развиты, поэтому делать упражнения, сопряженные с длительным стоянием на ногах нежелательно — должна быть смена положения в пространстве: стоя, сидя, лежа.

Возьмем, к примеру, каратэ: дети, как правило, там занимаются босиком. Но если у ребенка есть склонность к плоскостопию, то опытный тренер в ходе занятий будет периодически говорить ребенку встать на внутренние или на внешние своды стоп. А также использовать кроссовки с поддержкой сводов стоп. Как видите, многое опять зависит от тренера. А когда у ребенка соединительнотканная дисплазия, он очень эластичен в движениях, то имеет смысл порекомендовать ему заниматься каратэ или подобным видом спорта, где постоянно эти связки тренируются.

***

Одним словом, физкультурой надо начинать заниматься самим, и потом уже продолжать это делать с ребенком. Как видите, особых возрастных ограничений нет, главное — быть благоразумным и понимать, чем может и хочет заниматься ваш ребенок. И тогда принимать решение, видите ли вы своего ребенка просто физически развитым человеком, или же профессиональным футболистом.

Интересное в сети
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
569 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 2331 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 992 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично