СП-мания: кому выгодно объединение и как оно работает

Люди объединяются в группы по разным поводам: встретить праздник, отправиться в путешествие или приобрести товары с максимальной экономией. Через интернет активно покупаются и продаются смартфоны, компьютерная техника и аксессуары, сладости и игрушки, косметика и бижутерия. Но самый большой процент покупок приходится на одежду: детскую, женскую, мужскую.

Принцип прост: я хочу купить одну футболку и пару носков. Но при этом не желаю платить за них розничную цену. А поставщик готов отгрузить только 100 футболок и 50 пар носков. Тогда я ищу единомышленников. Вместе мы собираем заказы на целую партию трикотажа. Выкупаем его по оптовой цене, а потом делим между собой.

Это и есть совместные покупки. Они чрезвычайно популярны среди мам в декрете, родителей дошкольников и подростков, рукодельниц и всех, кто любит экономить деньги. Портал Kids365.ru публикует интервью с Эммой Фоминой, владелицей СП-ресурса. Она открыла форум для совершения онлайн-покупок в 2011 году. К настоящему моменту сайт насчитывает 20 с половиной тысяч пользователей.

Как всё начиналось

expert-emma-fomina

Эксперт: Эмма Фомина, владелица СП-ресурса.

— Совместные покупки: как они начинались? Откуда взялась идея этого бизнеса?

— Сначала это был не бизнес, а группы знакомых людей, которые собирались и формировали заявку крупному поставщику по оптовым ценам для личных нужд. Потом масштабы начали расти, и эти группы переехали в соцсети. Сама идея СП возникла с момента возникновения в России рыночных отношений. С момента, когда появились опт и розница. Люди любят считать деньги и не желают переплачивать.

— Какова специфика этой купли-продажи? Есть ли общие черты для разных регионов?

— Несмотря на то, что в СП одна идея и, как правило, одни и те же закупки, специфику регионов можно определить так: чем крупнее население города, тем больше в нем сайтов и организаторов СП. В каждом городе своя специфика закупок, которая определяется, как правило, территориальными и климатическими характеристиками региона. Например, есть рыбацкие и охотничьи области и мужчины охотно закупают снасти в интернете. А есть регионы, где не обойтись без термобелья, которое в онлайн-закупках значительно дешевле, чем в обычном магазине. Одинаково хорошо везде идут закупки с продуктами, чаем-кофе, «повседневками»: колготки, белье, бытовая химия.

Совместная Покупка (СП) — это объединение ради покупки определенных товаров с учетом экономии. Особый вид потребительского поведения, сложившийся в интернете. Экономия происходит за счет получения оптовой скидки, снижения стоимости по акции или дешевой доставки. Пика популярности СП достигли в 2008 и 2009 годах, когда страну «накрыл» финансовый кризис. Однако к 2010 году СП стали считаться самостоятельной нишей маркетинга. Сегодня СП-ресурсы существуют во всем мире. Чаще всего на них покупают одежду и обувь для детей. Конкретное СП-сообщество, как правило, не покидает границ одного города или области.

Мама с дочкой выбирают новое платьишко

Язык совместных покупок

  • Орг — организатор закупки, интернет-пользователь, который ведет свою тему на форуме, собирает заказы, деньги, пожелания и представляет группу участников закупки при работе с поставщиком. Также он получает заказанные товары и раздает их.
  • УЗ — участник закупки, который в соответствии с правилами форума делает заказ, сдает деньги и ожидает получения в офисе раздач.
  • Офис раздач — специально выделенное помещение, где в оговоренные дни и часы производится раздача заказанных товаров.
  • Орг% — фиксированный процент, который взимается с участников сверх стоимости товара. Не может превышать установленного правилами форума размера: в большинстве случаев составляет 14–16%.
  • Минималка — общая минимальная сумма закупки, которую должны обеспечить участники для выкупа товара у поставщика по оптовой цене. Как правило, 10 000 рублей.
  • Закрыть (собрать) ряд — некоторые закупки собираются рядами, это значит, что поставщик готов дать оптовую скидку, если организатор выкупит у него весь размерный ряд определенного товара (чаще всего речь идет об одежде).
  • Пересорт — ситуация, в которой вместо заказанного товара приходит иной вариант артикула, цвета, размера.
  • Пристрой — продажа или обмен купленного через СП товара, который по ряду причин оказался ненужным.
  • Старт — непосредственное начало закупки.
  • Стоп — дата, объявленная организатором, после которой заказы от участников не принимаются.
  • ЧС, «черный» список — реестр неблагонадежных участников, с которыми организаторы предпочитают не иметь дела. Пополняется никами интернет-пользователей, которые не оплачивают свои заказы, задерживают оплату транспортных расходов, скандалят в офисах раздач.
  • СС, «серый» список — реестр участников, которым было вынесено предупреждение, например, за флуд на форуме или оскорбление участников закупки. После повторения ситуации или неоплаты заказа переводятся в «черный» список.
  • ТР — транспортные расходы за доставку товара, рассчитываются организатором, оплачиваются участниками.
  • ТК — транспортная компания, осуществляющая доставку заказанных товаров.

Радостные дети в обновках

Как это работает

— Форумы СП создаются как площадки для женско-мамского общения или это только ресурс для купли-продажи, без спама и флуда?

— Примерно до 2008 года СП создавались либо в соцсетях, либо на мамских форумах. Сейчас это серьезный бизнес: СП полностью перешли на сайты с соответствующим функционалом. Я начинала с «Вконтакте» в 2009 году, но спустя пару лет поняла, что нужно расширяться. Да, в этой соцсети есть возможность создания магазина. Я пробовала — неудобно для СП.

— Почему СП привлекает в основном мам и вообще семейных людей? Кому категорически не подходит СП?

— В совместных покупках участвуют в основном люди со средним достатком или ниже среднего. Есть и люкс-закупки, но они проводятся, как правило, в больших городах. Также СП привлекает людей из небольших городов не только ценами, но и широким выбором товаров, которого в магазинах, как правило, нет. Контингент нашего сайта — люди с уверенным средним достатком и даже выше. СП не подходит людям с очень завышенными требованиями к покупкам и нетерпимым к риску и ожиданиям. Также людям с нестандартной фигурой, если они хотят приобрести одежду, лучше отправиться на примерку в магазин.

— В чем выгода покупателя? Как она определяется, ведь некоторые закупки бывают дороже, чем в офлайн-магазине, например, косметика, бытовая химия.

— Верно, не все СП выгодны. Нужно быть внимательным, только сравнение цен спасет от этой ситуации. Как правило, выгодны закупки напрямую от производителей. Еще нужно обращать внимание на транспортные расходы, они иногда могут быть больше, чем стоимость самого заказа. Например, дешевый объемный пластик или пухлые детские зимние комбинезоны.

— В чем выгода продавца?

— Продавец (поставщик товара) получает стабильного покупателя. И если ему нужны только продажи, то СП как раз для него.

Женщина вдумчиво смотрит на экран компьютера

Риски для покупателя и продавца

— Какие риски существуют для тех, кто заказывает товары в интернете?

— Все СП от начала до конца — это риск. Начиная с риска выбора организатора (может оказаться нечистым на руку) и заканчивая выбором поставщика (может продать вам воздух). Перечислю некоторые «подводные камни».

  • Поставщик может не прислать товар. Убытки делятся на разных сайтах по-разному. Первый вариант — между оргом и УЗами поровну. Второй вариант — орг возвращает свой орг%, а УЗам не компенсируются деньги, каждый потерял столько, сколько оплатил. Третий вариант (у нас на сайте) — организатор возмещает УЗам деньги за счет собственных средств, поскольку мы считаем, что выбор поставщика — обязанность орга и он несет за это полную ответственность.
  • Кражи и порчи в транспортных компаниях. Как показывает горький опыт, ничего с них не возьмешь. Убытки делятся между всеми УЗами и возмещаются пострадавшему участнику.
  • Риск пересорта. Вообще, риск получить не то, что заказывал, в СП очень высок. Пересорт — это прямой косяк поставщика. У серьезных фирм пересорта не бывает, они всегда согласовывают пересорт с покупателем (Pelican, Acoola и другие). Пересорт обычно случается у поставщиков с дешевыми ценами (например, трикотаж из Иваново) или у украинских поставщиков. Часть рисков по пересорту (цвет и размер) лежит на участнике. Пересорт по артикулу обычно пристраивает организатор.
  • Риск того, что орг соберет деньги и исчезнет. К сожалению, мне доводилось с этим сталкиваться. В нашем городе человек присвоил порядка 30 тысяч рублей, а в соседнем городе — около миллиона. Это мошенничество, прямиком отправляемся в полицию.
  • Риск высокой цены, долгих сроков. СП — это всегда умение ждать.
Например, карнавальные костюмы и конфетные подарки дешевле ровно в два раза в нашем городе по сравнению с розницей. Но есть риск: УЗ заказывает четкое количество подарков по числу детсадовцев или учеников в классе или ему нужен конкретный костюм по сценарию утренника. А приходит недовложение или пересорт по артикулу. В этом случае орг заранее должен четко оговорить условия с поставщиком.

— Как влияет политика на СП? Известно, что одно время закупки были приостановлены из-за военных конфликтов на Украине. Быть может, санкции как-то сказываются на закупках?

— Политика влияет на совместные покупки так же, как на весь бизнес в целом. Да, ряд зарубежных закупок был закрыт. Но я не считаю, что мы что-то потеряли. Взять ту же Украину — лично я недовольна качеством одежды и имею вопросы к добросовестности поставщиков. Сроки не выдерживают, ткани дешевые, фурнитура ломается быстро, крайних не найдешь, кидают очень часто: получают деньги и исчезают. В РФ есть поставщики намного лучше, они рады работать с СП. Внутри страны хорошо шьют детскую одежду в Иваново, Краснодарском крае, Новосибирске. А еще есть Беларусь, Киргизия, Казахстан: приемлемое качество по очень низким ценам, у них все легально и сертифицировано.

— Применим ли в этой сфере закон о защите прав потребителей? Или здесь все по устной/личной договоренности?

— Закон действует, но это не торговля, а посреднические услуги. Тут больше подходят кооперативные начала: доверие, прежде всего. Отмечу, что доверие к оргу нарабатывается годами.

— Эмма, каким ты видишь будущее СП? Потеснят ли интернет-покупки офлайновые торговые точки?

— По итогам 2014 года, товарооборот в сфере совместных покупок в России составил $ 70 млрд. Думаю, что скоро на долю розничной торговли останется процентов 25 потребителей (крупные иностранные бренды не в счет). Остальное перейдет в интернет. Во—первых, в интернете удобнее заказывать, во-вторых, там очень низкие издержки. Рынок будет формироваться с этим учетом: пункты раздач, организаторы, реклама в интернете и прочее.

Интересное в сети
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
302 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 2038 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 782 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично