Художники в ползунках: как рисование развивает малыша

Сейчас в каждом городе есть центры раннего развития детей. И многие родители предпочитают водить своих малышей к педагогам, а не заниматься самим. Но очень многое для развития ребенка мамы и папы могут сделать дома. Рисование — одна из таких возможностей. Как не упустить момент и вовремя дать ребенку карандаши и краски, рассказывает педагог дополнительного образования Оксана Звонарева.

Оксана Звонарева расскажет о пользе рисования

Эксперт: Оксана Звонарева, педагог дополнительного образования центра раннего развития Томского хобби-центра.

Сейчас в каждом городе есть центры раннего развития детей. И многие родители предпочитают водить своих малышей к педагогам, а не заниматься самим. Но очень многое для развития ребенка мамы и папы могут сделать дома. Рисование — одна из таких возможностей. Как не упустить момент и вовремя дать ребенку карандаши и краски, рассказывает педагог дополнительного образования Оксана Звонарева.

— Педагоги советуют рисовать пальчиковыми красками с детьми уже в год с небольшим. Не рановато ли начинать?

— Для маленького ребенка нет более важной задачи, чем овладение своим собственным телом. Малыш постепенно учится управлять ручками, ножками. Понаблюдайте за ребенком и вы увидите, как бесконечно много раз он может повторять одни и те же движения, как увлеченно он это делает. Радость движения является для малыша ведущей. И родители могут предложить ему дополнительные стимулы для развития. Пальчиковые краски — один из таких стимулов.

Как правило, речь идет о возрасте от года до двух лет. Есть дети, которые готовы к этому раньше, другие попозже. Если не получилось сразу, отложите занятия на какое-то время.

Главное быть внимательным и не пропустить момент, когда ребенок может немножко спокойно посидеть. Родители должны быть к этому готовы, то есть нужно продумать и организовать все заранее, иметь под рукой инструменты, если такой момент возникнет.

Прежде всего, подумайте о месте: может, вы организуете его за столиком или на полу. Если на полу, постелите клеенку и расположитесь подальше от обоев, диванов и ценных вещей. Держите наготове влажные салфетки, чтобы можно было быстренько вытереть краску, если ребенок отвлекся и хочет куда-то бежать.

— А в чем польза раннего рисования?

— К пальчиковым краскам не стоит относиться как к элементу рисования. Речь не идет о рисовании в традиционном понимании взрослых, когда мы изображаем какие-то предметы — домик, солнышко, травку. Пока этого ребенку и не нужно. Ему интересен сам предмет, материал и возможность действия с ним. Для малыша пальчиковые краски — это, в первую очередь, осязательный и познавательный опыт. Он будет рассматривать свои пальчики, обращать внимание, как они двигаются, оставляют следы на разных поверхностях.

О поверхностях тоже следует подумать. Это может быть однотонный пластиковый поднос или тарелка. Не надо выставлять всю коробку с пальчиковыми красками сразу. Заранее выберите цвет, желательно теплый желтый или красный. Выложите немного краски на крышечку или на тот же самый поднос, чтобы сразу по нему можно было размазывать.

Ребёнок учится рисовать пальцами

— Некоторые дети не любят трогать что-то новое или они брезгливые от природы. Как быть в таких случаях?

— Лучше всего это сделать самому и показать свой окрашенный пальчик, дать потрогать ребенку не краску, а ваш палец. Потом покажите, как вы им двигаете. Лучше ничего сложного не делать, ведь важны сами движения. Параллельно можно озвучивать эти движения, например, «топ-топ», «кап-кап». Если ребенку это интересно, в дальнейшем переходите на бумагу.

Главное, чтобы занятия не стали отрицательным опытом для малыша. Иначе потом он никогда не будет больше этим заниматься. Ребенку нравится делать то, что доставляет ему удовольствие и вызывает поддержку мамы и папы. Любые занятия имеют пользу в том случае, если они регулярные — хотя бы раз в неделю.

Кроме пальчиковых красок можно купить специальные мыльные принадлежности, которыми можно рисовать на кафеле или ванне.

— Какие изобразительные материалы лучше предложить более взрослому ребенку: краски или фломастеры?

— В возрасте старше двух лет ребенку лучше дать восковые мелки. Главное, чтобы они были крупные и малыш мог их хорошо захватить ручками. Неважно, какой стороной мелка будет рисовать ребенок. Пока ему нужно отследить само действие и его результат. Однако это бывает проблемой — сейчас много гиперактивных детей, и они не успевают закончить то, что начали делать. Подвижным и неусидчивым ребятишкам лучше предлагать краски: результат в этом случае очевиднее, и дети успевают увидеть свой «рисунок» прежде, чем переключатся на что-то другое. Такому ребенку достаточно выбрать одну краску, дать широкую кисть и большой лист бумаги формата А-3.

Есть такая закономерность: чем младше малыш, тем больше ему требуется пространства для рисования и меньше цветов.

Юный художник выбирает карандаш

Детям с хорошо развитыми движениями больше подходят мелки. Рисовать ими предпочтительнее за столом, а не на каких-то больших поверхностях — на стене или на полу, и выполнять лучше более мелкие рисунки. Мелки хороши тем, что они не дают резкую четкую однозначную линию, изображение получается более мягким, неопределенным. Маленькие дети не видят мир в четких, точно обозначенных границах, как мы, взрослые.

Постепенно, когда ребенок освоит мелки, научится их хорошо захватывать, можно переходить к карандашам. Карандаши в раннем возрасте предпочтительнее фломастеров. Сейчас очень богатый выбор карандашей хорошего качества, которые развивают тонкое цветовое восприятие.

Рисовать фломастерами лучше попозже, в 6–7 лет. Это хорошее средство для художественного самовыражения, когда ребенок работает под руководством педагога. А мы ведь говорим о раннем развитии детей в домашних условиях, и здесь самое важное предоставить ребенку свободу для развития, правильные материалы, правильно организованное рабочее место, регулярное побуждение к творческим занятиям и, конечно, поддержку родителей.

— У малышей есть периоды, когда они начинают рисовать на стенах. Как к этому относиться?

— Чаще всего, это упущение родителей. Возможно, в первый момент у ребенка был какой-то импульс. Внимательный родитель это заметит и организует дело так, что никаких последствий не будет. Если малыш испортил часть стены, именно в этом уголке повесьте ватман или большие куски старых обоев и регулярно меняйте их. У ребенка будет свое место, где он сможет рисовать. Если малыш все-таки продолжает рисовать на всех стенах, скорее всего, таким образом он привлекает ваше внимание. В этом случае стоит посоветоваться со специалистом — педагогом центра раннего развития или психологом. В моей практике был прекрасный пример семьи, в которой мама организовала для своих дочек зону для рисования на подоконнике. Девочки в любой момент подходили туда и красили. У одной из них было прекрасно развито чувство цвета, и потом эта девочка самостоятельно поступила в художественную школу.

Мама помогает дочке рисовать

— Большинство родителей сами не умеют рисовать. Чему они смогут научить детей?

— В дошкольном возрасте дети не нуждаются в каком-то умении, и их не надо учить. Если вы не умеете рисовать, не надо делать вид, что умеете. С детьми нужно просто играть, что-то делать вместе и быть искренним. Любая критика в этом возрасте непродуктивна: ребенок еще не готов ее воспринимать, критика убивает в нем желание.

Отдельная тема — рисование с бабушками. Их поддержка, если она не переходит в захваливание, процентов на восемьдесят обеспечивает успешность ребенка. Потому что именно бабушки могут принять его таким, какой он есть, а вот у родителей может быть много нереализованных амбиций и завышенных требований к собственному чаду.

— Раскраски — это польза или вред?

— Раскраски развивают у ребенка моторику, точность, координацию движений. Но с раскраской малыш ничего нового не создает. Гораздо полезнее, когда он сам учится рисовать линию, делать ее более ровной, создавать образы. В этом и заключается ценность творчества. К сожалению, сейчас в жизни мы мало что делаем сами, и вокруг очень много всего готового. Поэтому опыт раннего творчества создает позитивную базу на всю последующую жизнь. Но раскраски к творчеству не имеют отношения. Время от времени они могут стать неплохим развлечением для детей, но относиться к ним нужно как к досугу, а не как к элементу развития.

— В каком возрасте ребенка стоит отдавать на уроки рисования к педагогу?

— Ребенок до трех лет больше всего ориентирован на людей, которые его воспитывают — родителей, бабушек, дедушек. Посторонний человек является для него чужим. Специалисты зачастую проводят занятия с маленькими детьми в присутствии мам и бабушек: они находятся где-то рядом, и ребенок может на какое-то время остаться один и самостоятельно позаниматься. По моим наблюдениям дети в 3–4 года, как правило, не нуждаются в педагоге. Малыши в таком возрасте не ждут обучающих действий. Они делают то, что нравится им самим, показывают рисунки педагогу, как своим родителям, и ждут одобрения. Нужно немножко выждать, когда ребенок будет готов прислушаться к тому, что ему предлагает специалист. Обычно это происходит после пяти лет.

Статьи по теме
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
735 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 2502 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 1137 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично