Становление речи ребенка: ступени и способы развития

Выстраивать коммуникации ребенок начинает с первых секунд своей жизни — оповещает всех о своем рождении громким криком. Без обратной связи и должного внимания со стороны взрослых процесс полноценного общения малыша с окружающими притормаживается. Развитие речи у детей происходит параллельно с умственным, психологическим и физическим ростом, является одним из показателей общего развития.

Обучение вербальному общению — процесс долгий, требующий терпения и систематических занятий. Вы можете сделать его увлекательным и интересным для вашего чада. К тому же это дополнительный повод провести время вместе с ребенком.

Младенец с открытым ртом смотрит на игрушечную собаку красного цвета

Что говорят младенцы

У речевого развития детей раннего возраста есть свои особенности: до года они произносят лишь некоторые звуки, помогая окружающим его понять посредством мимики и жестов. Это заставляет сомневаться: где же тут речь?! На самом деле уже в 2-3 месяца кроха сообщает взрослым не только о своих потребностях, но и о собственных радостях и предпочтениях. Например, знаменитое «агу» или «аку» малыш произносит только тогда, когда ему хорошо, комфортно, его ничего не беспокоит.

Улыбка и так называемый «комплекс оживления» — подергивание ручками и ножками, повороты головы и глаз вслед за движениями ухаживающего за ним — это уже непросто сигнал, а своего рода диалог. По мнению ученых (в частности, доктора медицинских наук Е. Н. Винарской), так младенец стимулирует мать к эмоциональному общению с ним. То есть, доброжелательному разговору негромким мягким голосом, немного нараспев.

В период раннего лепета (примерно после полугода) ребенок начинает запоминать звукокомплексы и ударные слоги, произносимые взрослым. Чуть позже он начинает им подражать, обращая внимание на окружающие его предметы. Со временем детский лепет выстраивается в цепочки, в которых уже угадывается подобие слов: ма-ма-ма-ма, ба-ба-на и другие.

Поздний лепет — около года — дополняется нечленораздельным, на первый взгляд, бубнением. Оно сопровождается мимикой и активной жестикуляцией. Такой «монолог» имеет определенный мелодический рисунок, ударные слоги и, как правило, звучит в ответ на обращение старших. Именно в этом возрасте рекомендуются игры в «Сороку», «Ладушки» и «В козу». Колыбельные и потешки — тоже отличные помощники.

Чтобы речь у детей раннего возраста развивалась правильно и своевременно, им необходимо слышать собственные речевые пассажи и соотносить их с образцами общения взрослых. В то же время им необходимо отдыхать от звуков. Нельзя, например, размещать кроватку рядом с телевизором, радиоприемником и т. п. — он может установить внутреннюю психологическую оборону от внешней среды, что замедлит коммуникацию.

Молодая мама смотрит на малыша и смеется

Учимся говорить — с рождения до школы

Скорость формирования разговорных навыков индивидуальна для каждого малыша, но этапы развития речи у детей общие и имеют строгую последовательность. Зная ее и четко представляя характерные черты каждого из них, взрослые смогут вовремя уловить малейшие отклонения от нормы и обратиться к специалисту, предупредив возможные последствия.

3 этапа речевого развития ребенка

  • Подготовительный (с момента рождения до 12 месяцев):
    • крик и плач (от 0 до 2-3 недель) — первые голосовые реакции маленького человека. В работу включаются все отделы речевого аппарата — дыхательный, голосовой и артикуляционный. Сначала «позывные» малыша пронзительные — невозможно не обратить внимание на крошку. Со временем «боевой клич» приобретает смысловые оттенки — «мне мокро», «хочу есть», «позовите маму!» Внимательные родители с легкостью переводят звуковые сигналы на разговорный язык и отвечают своему карапузу;
    • Младенец в вязаной шапочке улыбается«комплекс оживления» (1-3 месяца) — малыш видит маму, узнает ее и «приветствует» — показывает всем своим существом, как он рад встрече (машет ручками и ножками, лицо озаряет счастливая улыбка);
    • гуление (с 2-3 месяцев до 5-7 месяцев) — это еще не разговор, несвязанные фразы. Но, согласно исследованиям, звуки, издаваемые ребенком уже позволяют идентифицировать его принадлежность к определенной нации — помогают интонационные и звуковые особенности речи;
    • детский лепет (с 4-5 месяцев) — это еще не полноценные слова, а лишь повторяющиеся много раз одни и те же слоги, эмоционально окрашенные «высказывания» недовольства или, напротив, «наслаждения жизнью»;
    • период лепетных псевдослов (с 7-8 до 12 месяцев) — общаясь с мамой или с другими взрослыми, малыш воспринимает и анализирует сказанное, вычленяет ударные слоги, знакомые звукокомплексы и постепенно начинает воспроизводить всю эту гамму чувств и обмен информацией;
    • период позднего, мелодически окрашенного лепета (10-12 месяцев) — цепочки лепетных псевдослов укрупняются, превращаясь со временем в псевдосинтагмы — звуко- и словосочетания, имеющие определенный смысл, который дополняется мимикой и жестами, выразительными взглядами. Высказывания приобретают определенную мелодику, интонацию, акцент на отдельных слогах. Малыш говорит на собственном «тарабарском» языке, но внимательные родственники, чутко следящие за подрастающим поколением, понимают своего говоруна.
  • Маленькая девочка лежит на надувном мячеПреддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет). Ребенок произносит первые слова, делает первые шаги, начинает стремительно осваивать пространство. Именно в этот период «кипучей деятельности» происходит становление активной речи малыша. Он внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, повторяет за ними слова, пытается копировать звуки отдельных предметов, животных и птиц, начинает задавать вопросы, порой, неожиданные. Первые слова имеют обобщающее значение, т. е. употребляются и как глагол, и как существительное. В детской речи появляются фразы, состоящие из двух слов, затем — простейшие предложения. Это период активного словотворчества — ребенок сам придумывает слова.
  • Маленькая девочка рисует карандашами и улыбаетсяДошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Для этого периода характерно освоение грамматики языка (склонение, единственное и множественное число существительных, спряжение глаголов). В речи появляются предлоги. Ребенок правильно произносит почти все звуки, начинает следить за тем, как он говорит — контролировать свое произношение. Усложняются предложения — появляются сложносочиненные и сложноподчиненные. Дошколята хорошо воспринимают на слух рассказы с опорой на картинку или без, могут пересказать услышанное.

Таблица — Как меняется словарный запас и речевые навыки малыша

Возраст Количество словРазвитие речи у детей
10 месяцев1-2 лепетных слова, понятных только в конкретной ситуации (ля-ля, бо-бо)Растет пассивный запас слов — тех, которые малыш понимает, но пока не способен воспроизвести
11 месяцев3 и более лепетных слов, понятных в конкретной ситуацииКачает головой в знак отрицания. Усидчивые крохи уже с интересом рассматривают со взрослыми картинки в книгах и слушают короткие стихи
12 месяцев8-12 лепетных слов, понимает около 20 словЗачастую применяет экспрессивно-мимические средства и жесты
1 год 3 месяцадо 20 словПонимает речь взрослых, когда они разговаривают с ним, начинает говорить сам
1 год 6 месяцев20-40Понимает служебные слова, сложные предложения
2 года50-300Речь — основное средство общения со взрослыми
3 года800-1500Может вести со взрослыми полноценный диалог. Начинает разговаривать со сверстниками. Замечает ошибки в речи собеседников
4 года1600-1900Верно составляет предложения из пяти-шести слов; в процессе игры часто комментирует свои действия
5 лет1900-2200Верно произносит все (или почти) звуки; делится высказываниями, в совокупности представляющими короткий рассказ; задают много вопросов; начинает пользоваться антонимами и синонимами
от 5 до 7 летдо 4000Осваивает производные слова; критичен по отношению к собственной речи, старается исправить допущенные ошибки
Важно, чтобы все ступеньки были пройдены последовательно — от первой до последней. Исследования показывают, что «проскакивание» одного из этапов формирования речевых навыков чревато следующими проблемами: ребенок все понимает, но не говорит либо знает много слов, но произносит их неправильно.

Мама играет с малышом в ладушки

Отклонения от нормы: распознать и помочь

Несмотря на то что развитие речи у детей раннего возраста проходит в индивидуальном режиме, есть случаи, когда родителям стоит проконсультироваться с врачом.

Детство — начиная с рождения и до школьного возраста — время, когда формируется основа будущей личности, по кирпичику закладывается фундамент способностей и возможностей человека. Коммуникативные навыки являются основополагающими для усвоения информации.

Стоит беспокоиться, если…

  • Малыш до года мало обращает внимания на звуки и сам их практически не издает.
  • В 12 месяцев он не пользуется жестами (не указывает нужное направление пальцем, не машет «До свидания!» и т. п.)
  • В полтора года ребенок не пытается имитировать звуки.
  • Ему трудно понять, о чем его просят взрослые — даже если это простая фраза.
  • В два года может повторять за вами некоторые звуки и жесты, но по собственной инициативе этого не делает.
  • У малыша необычный голос — скрипучий или «в нос».

При нормальном развитии коммуникативных способностей двухлетнего малыша, постоянно окружающие его взрослые понимают как минимум половину слов, которые говорит их чадо. У трехлетнего ребенка понятная речь составляет две трети. А еще через год все — даже посторонние люди — должны в целом понимать, что он сказал. Если такого не происходит, у родителей есть повод задуматься и обратиться к специалисту: неврологу, психологу или логопеду. От того, насколько своевременно будут обнаружены проблемы и начато лечение, зависит его эффективность. При замедлении развития речи дошкольников в первую очередь необходимо определить причину.

Мама и папа смотрят на дочку

Причины нарушения развития

Нарушения развития речи могут быть вызваны одним или несколькими факторами:

  • ребенок с трудом различает услышанные звуки, при этом острота слуха у него в норме;
  • родовая травма — в частности, повреждение речевой зоны головного мозга, расположенной в области макушки;
  • дефективное строение органов речи (у детей с нарушениями речи неправильный прикус, короткая уздечка языка, расщелина нёба или «волчья пасть» и т. д.);
  • малая подвижность губ и языка;
  • задержка психического развития;
  • неграмотное общение в семье или дефекты речи у близких, с которыми постоянно общается малыш.

Оценив ситуацию, врач подберет методику развития речи с учётом всех ваших нюансов. Особенно это касается малышей с диагнозом — задержка психоречевого развития детей. Возможно, понадобится дополнить логопедические занятия медикаментозным лечением или массажем языка ребенку, чтобы натренировать мышцы главного артикуляционного органа. Он проводится руками в резиновых перчатках или через стерильную салфетку, а также с помощью шпателя, специального зонда или зубной щетки. Для того чтобы процедура понравилась малышу, массирующие действия сопровождаются сказкой. Их существует довольно много, но, по сути, они комментируют одни и те же движения. Ниже один из примеров подобной манипуляции.

Девочка занимается артикуляционной гимнастикой с логопедом

Массаж языка со стихотворением «Осенняя сказка»

  1. Проснулся утром Язычок и потянулся — тыльной стороной зубной щетки проводим вертикали от середины языка к кончику.
  2. Посмотрел Язычок в окошко, а там светит солнышко — проводим линии от центра языка к краям, не касаясь его корня.
  3. Под окошком росла пушистая елочка — сначала проводим три вертикали по центру языка, а затем линии от центра к краям.
  4. Вдруг подул сильный ветер и наклонил елочку вправо — проводим горизонтали слева направо по всей поверхности языка.
  5. Увидел Язычок, как из печной трубы соседнего дома дым идет — совершаем зигзагообразные движения по всей поверхности языка, от корня к кончику.
  6. Тут ветер подул влево, елочка и дым тоже наклонились влево — проводим в соответствующую сторону горизонтали по всей поверхности языка.
  7. Солнышко спряталось за тучку, закапал сильный дождь — постукиваем по языку щетиной зубной щетки.
  8. Падают осенние листики на землю — постукиваем тыльной стороной щетки.
  9. Дождик все идет, и за окном появилась огромная лужа — проводим по часовой стрелке от середины языка к краям.

Значительная роль в процессе лечения задержки речевого развития у детей принадлежит и родителям. В случаях, когда необходима коррекция, специалисты познакомят с упражнениями, которые необходимо проводить дома, и дадут подробные рекомендации по их выполнению. Мы же расскажем об общих методах развития речи у ребенка. Они будут полезны всем заботливым родителям и их малышам.

Девочка дошкольного возраста на занятии у логопеда

Дошкольное образование и «домашняя работа»

Большинство методик на данную тему разработано специалистами для развития речи ребят в детском саду. В их основу положены два вида общения — монолог и диалог — и три метода.

  • Наглядный:
    • непосредственное наблюдение (в живой природе, на экскурсиях);
    • опосредованное наблюдение (рассматривание картинок и игрушек, составление рассказа по ним).
  • Словесный:
    • чтение художественной литературы;
    • заучивание стихотворений наизусть;
    • пересказ;
    • обобщающая беседа;
    • рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практический:
    • игры, в том числе и в хороводе;
    • специальные упражнения;
    • инсценировки.

Таким образом, дошкольники (самостоятельно или с помощью педагога) пробуют составлять рассказ по картинке, историю-экспромт с использованием какой-либо игрушки, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Воспитатель читает малышам книги, а потом они вместе обсуждают прочитанное. Все это вы также можете делать и дома, ведь многократное повторение — основа обучения. Можно затеять специальную игру. Ниже несколько примеров.

Мама и папа занимаются с девочкой

Игры для развития речи

  • Дополни предложение. Попросите юного игрока закончить ваши фразы. Например, «Снег растаял, потому что…», «Я промочил ноги, потому что…» и т. д.
  • «Я был в зоопарке». Участников может быть двое или целая группа. Вам понадобятся картинки с животными и жетоны за правильные ответы. Вы раздаете картинки поровну или игроки берут их по одной из общей стопки и по очереди описывают изображенного на ней животного, не называя его (цвет, повадки, чем питается, где живет и прочее). Остальные должны догадаться, о ком идет речь. Выигрывает обладатель наибольшего количества жетонов.
  • «Противоположности». Взрослый показывает картинку, на которой нарисован какой-либо предмет. Ребенок должен придумать и назвать противоположный предмет и обязательно пояснить свой выбор. Например, кастрюля — кубик. Первая — круглая, второй — квадратный.
  • «Кто с какими буквами дружит». К этой игре можно подключить всю семью. Каждый выбирает животное (или вытягивает карточку с изображением зверя) и фантазирует: «Мой кот дружит с буквой „М“, потому что он любит молоко», «Моя лиса дружит с буквой „Р“, потому что она рыжая», «Моя белка дружит с буквой „Д“, потому что живет на дереве»…

Скороговорки

Скороговорки для развития речи детей — один из самых известных методов тренировки правильного произношения. Они легко запоминаются, поэтому малыши с удовольствием будут их декламировать. Предлагаем вам несколько вариантов таких упражнений.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Речевому развитию детей дошкольного возраста, хоть и опосредованно, помогает и тренировка мелкой моторики: рисование, сборка бус, лепка и т. п.
Большой потенциал для выстраивания социального общения и знакомства с профессиональной лексикой заложен в ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Детский сад» и другие.

Работа по развитию устной речи ребенка должна проводиться комплексно, систематически и затрагивать все языка: лексическую, грамматическую, фонетическую. Процесс обучения необходимо подкреплять качественным и грамотным общением. Только в этом случае он научится говорить связно и правильно.

Степень развития речи у детей дошкольного возраста влияет не только на его способность устанавливать контакты со сверстниками и выстраивать общение со взрослыми, но и определяет его лидерские качества. Хорошая речь помогает более активно участвовать в играх, что-то обсуждать и отстаивать свое мнение. От этого без преувеличения зависит успешность и состоятельность вашего ребенка в будущем.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
917391 12 Рост и вес ребенка по месяцам и по годам: таблицы и данные ВОЗ 20335 12 3 года ребенку: развитие и поведение 12079 12 Как воспринимает мир и что умеет ребенок в 2 года