Не ребенок, а бесенок: кризисные периоды развития ребенка

Иногда родители не понимают, что происходит: еще вчера ребенок был таким милым и послушным, а сегодня превратился в сущего бесенка — вредничает, проявляет характер, упрямится... Все это неспроста. Виктория Лукашева, психолог, старший преподаватель кафедры клинической психологии Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск) рассказывает об основных кризисных моментах дошкольной жизни малыша.

Специалисты выделяют четыре пиковых этапа в жизни ребенка до 7 лет: это кризис новорожденности, одного года, трех лет и кризис 6–7 лет. В эти моменты резко меняется его поведение. Родителям нужно набраться терпения и понимать, что процесс это временный, просто маленький человек так устроен. А кризисы — это толчок к его дальнейшему личностному развитию. Проблема в том, что родители не всегда готовы развиваться сами вслед за теми изменениями, которые происходят с малышом. Как же пережить эти моменты безболезненно?

С пеленок на работу

Кризис новорожденности связан с тем, что ребенок отделяется от матери. Меняется его среда, он выходит из теплой, приятной для него сферы и приходит в атмосферу, где холодно, где нужно самому работать: сосать грудь, учиться улыбаться, гулить, какать и так далее. Как правило, этот период длится от полутора до двух месяцев, пока у ребенка активно развивается слуховое, зрительное восприятие.

Задача ребенка в это время — приспособиться к окружающему миру. Задача мамы — чутко реагировать на его жизненно важные потребности. Через отзывчивость матери, через ее реакцию на плач и хныканье формируется теплый, эмоциональный контакт с малышом и его привязанность к маме.

Очень сердитая малышка смотрит искоса

Годовалые права

Кризис года — каковы особенности этого периода? Ребенок уже умеет ходить, он становится упрямым, настырным, лезет туда, куда ему хочется. И если мы не даем ему этого делать, то малыш начинает эмоционально протестовать. Кроме того, у него появляется автономная речь. Ребенок научается говорить: «аф-аф», «би-би», «гуль-гуль». Это его детский язык, и зачастую аффективные реакции могут проявляться на то, что мама его не понимает.

Как себя вести родителям в этот период? Нужно максимально расширить права ребенка и дать ему возможность свободно знакомиться с окружающей действительностью. Очень важно обезопасить его пространство, чтобы не травмировать малыша: закрыть розетки, убрать острые, колющие предметы и ценные вещи. Мама для малыша в это период — еще и проводник между ним самим и предметным миром, который ребенок пока не может познать самостоятельно. Мама должна ребенку в этом помогать, и если кроха проявляет интерес к какому-то предмету или игрушке, дайте ему возможность с ней познакомиться, подержать в ручках.

Пацан назло разрисовал физиономию фломастерами

Зайка идет на помощь

Самый яркий и интенсивный по своим проявлениям — это кризис трех лет. Он может наступить чуть позже или чуть раньше и длится, как правило, от 2 до 4 месяцев. Ребенок в этот период активно стремится к самостоятельности. Если раньше ваш малыш говорил: «Ваня сам», «Ваня пошел», «Ваня сделал», то сейчас — «я сам», «я пошел», «я сделал». В силу перестройки организма в этот момент дети подвержены заболеваниям и нервно-психическим расстройствам. Поэтому родителям нужно искать максимально гибкие подходы к ребенку, для того чтобы его не травмировать. Пережить это время поможет знание, что после выхода из кризиса трех лет дети становятся взрослыми и рассудительными.

Одно из самых характерных проявлений этого периода — негативизм и протестные реакции. Что бы вы ни предложили ребенку, малыш на все отвечает «нет». «Пойдем гулять?» — «Не пойду!» «Будешь кушать?» — «Нет». Он скажет «нет» не потому, что действительно не хочет, а потому, что это исходит не от него. Ребенок таким образом отстаивает свое решение, он хочет сам выбирать, хочет, чтобы с ним считались.

В этот момент дети могут стать жутко ревнивыми и деспотичными. Например, могут порвать или испортить игрушки, которые раньше очень сильно любили. Если в семье есть младший ребенок, то трехлетки начинают плохо себя вести по отношению к сестре или брату. Тут чертенок проявляется в полной мере. В этот момент для родителя очень важно понимать, что ребенок отстаивает свое решение. И ребенку нужно максимально позволить вести себя как взрослому. Если мама готовит на кухне, а малыш просит: «Я тоже хочу», дайте ему возможность почистить картошку, повозиться с крупой, кастрюлями… При этом малыша нужно хвалить: «Посмотри, какой ты уже большой! Как хорошо ты приготовил кашу». Делайте акцент на том, что он уже большой, уже взрослый, что он активно помогает вам. В ребенке это воспитывает чувство собственного достоинства, у него формируется инициативность, активность. Если мы будем это подавлять, ребенок в будущем может приобрести противоположные черты характера: пассивность, безынициативность.

Крохотуля помогает смеющейся маме солить папино блюдо

Как себя вести, чтобы максимально сгладить кризис трех лет? Авторитарным, жестким родителям необходимо поменять свой стиль воспитания и дать возможность ребенку по максимуму делать то, что он может без опасности для его жизни и здоровья. Помогает такой вариант взаимоотношений, когда мы предлагаем что-то ребенку и говорим ему не в форме утверждения, а в форме вопроса: «Солнышко, мы гулять пойдем?» И малыш как будто сам принимает решение. Можно применять так называемую технику «выбор без выбора», то есть когда мы даем возможность выбора в рамках приемлемого для нас варианта: «Ты какую кашку будешь кушать овсяную или рисовую?» или «Мы пойдем гулять сейчас или попозже?»

Помогает метод от противного: «Гулять сегодня не пойдем. На улице холодно». Ребенок просит в ответ: «Нет, пойдем!» Но эту технику нужно использовать аккуратно, потому что это своего рода обман, и рано или поздно ребенок это поймет.

Еще один вариант — «Давай вместе». Малыш вредничает, не хочет мыться. Предложите ему: «Давай это вместе сделаем» или же включите игровой момент: «Давай мишку помоем». Таким образом вы сможете выйти из этой ситуации без конфликта. А если на улице ребенку нужно застегнуть курточку или завязать шарф, а он не хочет, на помощь тоже приходит игра либо игрушка: «Давай мы попросим зайку завязать тебе шарфик».

Но что делать, если истерика все-таки случилась? Чаще всего родителю нужно, в первую очередь, самому успокоиться. Вступать в диалог с ребенком можно тогда, когда и он придет в себя. Но не нужно ждать, что малыш поймет вас с первого раза, потому что дети понимают все по-своему. В этот период активно развивается правое полушарие, которое ответственно за воображение, и поэтому особенно важно в это время энергию ребенка направлять в конструктивное русло через игру — обыгрывать разные ситуации, переключать его внимание и так далее.

ЦИФРА. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Но зато у девочек ярче, чем у мальчиков, проявляются истерики и приступов упрямств в течение дня может быть от пяти до 19.

Очень важно в этом возрасте общаться с малышом в позитивном ключе, формулировать фразы без частицы «не», чтобы не тормозить деятельность ребенка. Часто можно услышать, как крошка просит что-то купить, а мама отказывает: «Я тебе не куплю эту игрушку, потому что у меня нет денег». Умные родители должны ответить так: «Я куплю тебе игрушку в следующий раз, когда получу зарплату». Если малыш громко кричит, нужно сказать: «Говори тише» (вместо «Не кричи»), «Переходи дорогу только на зеленый свет светофора» (вместо «Не переходи дорогу на красный свет»). Дети лучше воспринимают такую форму общения.

И самое главное: поскольку ребенок в этом возрасте любит самостоятельность, его нельзя ругать за проявления этой самостоятельности. Трехлетние, да и не только, малыши очень чувствительны к оценке родителей.

Первоклашка с огромными белыми бантами

Буквы без нажимов

В 6–7 лет наступает «кризис конца дошкольного детства и перехода к школьному обучению». Но это очень условный временной промежуток, проблемы могут проявиться и в пятилетнем возрасте. У этого кризиса тоже есть свои особенности: дети начинают манерничать, кривляться, упрямиться. Они сопротивляются родительской воле, поскольку позиционирует себя уже как взрослую личность. Нужно помнить об очень важном моменте: если от трех до 5–6 лет основным развивающим элементом была игра, то сейчас она исчерпала свои возможности. Игрушки, которыми ваш ребенок заигрывался, его уже не интересуют. Он готов к школе.

С пяти лет начинает активно развиваться левое полушарие головного мозга. Это самое подходящее время учиться складывать буквы и читать.

У ребенка этого возраста формируется внутренний мир. Если раньше он говорил все, что думал, и родители прекрасно знали обо всем, что с ним происходит, то сейчас у ребенка появляются эмоции, внутренние переживания, которыми он может и не делиться.

Хорошо, если кризис 6–7 лет совпал с началом обучения в школе, в таком случае его можно пройти безболезненно. Если все случилось раньше, то энергию ребенку необходимо направить в интеллектуальное развитие. Это могут быть какие-то кружки, дополнительные развивающие занятия. В этот момент дети отвергают свой предыдущий возраст, когда они были маленькими. Они уже не играют игрушками в присутствии взрослых, немножко сторонятся родителей, не дают себя обнять, поцеловать. Когда ребенку нужно, он сам подойдет и обнимется.

В это период у ребенка также формируется его социальное «я». Происходит смена деятельности с игры на школьное обучение. Родители должны максимально сформировать школьные навыки — чтение, письмо. Это должен быть постепенный процесс без нажимов. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой и обсуждать учительницу в его присутствии.

Любой ребенок так или иначе проходит все эти этапы, по пути развиваясь и приобретая новые навыки, необходимые для жизни в обществе. Взрослые же просто должны быть рядом и помочь, в меру сил, пройти этот путь эффективно и без травм. И помните, дорогие родители: хуже кризиса может быть только его отсутствие.

Интересное в сети
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
62 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично 727 12 Новогодний адвент-календарь для ребенка: как создать праздник еще до Нового года 2067 12 «Ранний старт»: турник, домик и полоса препятствий