В первом классе уже поздно? Какой должна быть подготовка детей к школе

Современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, начиная с самого раннего возраста. А многие современные дети к школе уже умеют читать и считать. Казалось бы, школьная программа должна даваться легче. Однако возраст от 6 до 8 лет сегодня один из самых популярных у репетиторов, после выпускников. Подготовкой к школе занимаются сами школы, детсады, детские центры, кружки раннего развития и частные педагоги. Так ли это необходимо?

О том, какие требования к первоклассникам предъявляет школа и как к ней готовиться, порталу Kids365.ru рассказали заместитель директора по учебной работе одной из средних школ Томской области Людмила Гаврилова и педагог дошкольного образования Ольга Сероухова.

Людмила Гаврилова с розовыми цветами

Людмила Гаврилова — заместитель директора по учебной работе средней школы

— Людмила, Ольга, какие они — современные первоклассники? Отличаются ли они от поступающих в школу лет 10–20 назад?

Людмила: — Дети сейчас приходят другие. Нельзя сказать, лучше или хуже. Современных детей окружает море информации, они ею перенасыщены. Поэтому их труднее чем-либо удивить. Это, конечно, немного усложняет работу учителя по подготовке к уроку.

Ольга: — Современные дети способны очень быстро переключать внимание с одного дела на другое. Это очень яркая черта. Также, я вижу, что у многих детей скуден активный и пассивный словарный запас. Они с трудом обобщают и классифицируют предметы, не знают их значений. Обычно это происходит потому, что родители очень мало читают ребенку или совсем не читают.

— Нынешних детей труднее учить?

Людмила: — Это зависит в том числе от образовательной программы. Некоторые программы требуют более серьезной дошкольной подготовки, нежели другие. Как, например, программы «Школа 2100», Эльконина-Давыдова, Занкова. Они более сложные и подойдут не всем ребятам. Если вы выбираете школу, где обучение строится по этим программам, то очень хорошо, если ваш ребенок к 1 сентября уже умеет хорошо читать и считать. У него должна быть очень хорошо развита устная речь, мыслительные процессы (память, внимание).

Ольга Сероухова с девочкой в белом

Ольга Сероухова — педагог дошкольного образования

— В этом случае придется очень серьезно готовиться к школе. Дошкольное обучение таит в себе как минимум одну опасность: ребенка могут неправильно обучить чтению и письму.

Людмила: — Да, поэтому не стоит зацикливаться на обучении чтению и тем более письму. Хорошо, если ваш ребенок к 1 классу умеет это делать, но по какой бы программе он ни обучался, первые две—три четверти учебного года его будут этому целенаправленно учить. Очень часто читающие дети отстают в технике чтения от детей, которые были нечитающими, или просто теряют интерес к занятиям из-за того, что уже все знают и умеют. В результате снижается учебная мотивация.

Ольга: — А неподготовленный ребенок не справляется со школьной нагрузкой, невнимательно слушает учителя, не понимает его. Это также очень сильно бьет по интересу к учебе. Ребенок, поступающий в первый класс, должен быть всесторонне развит, его познавательные процессы должны быть развиты. Умение читать — одно из главных условий успешной учебы в школе. Но, вы правы, учить этому нужно правильно, проговаривая буквы звуками, например не «мэ» или «эм», а «м».

— Некоторые родители целенаправленно не учат детей чтению, считая, что на занятиях в детском саду дети получат необходимый минимум. Так ли это?

Людмила: — Каждый родитель должен иметь в виду, что дошкольной подготовки в детском саду недостаточно. Смотря, конечно, какой детский сад. Но если подготовка в вашем детсаду оставляет желать лучшего или ребенок вовсе не ходит в дошкольное учреждение по каким-либо причинам, родители вполне могут сами подготовить свое чадо к поступлению в школу.

Ольга: — К сожалению, современное образование идет к тому, что родители принимают в нем все большее участие. Именно родителям, а не учителям на многое приходится обращать внимание и вовремя корректировать. Я бы посоветовала родителям формировать у себя привычку регулярно заниматься со своим ребенком с раннего детства. Тогда ребенок спокойно и без проблем выполняет все задания.

Разноцветные первоклашки бегут в будущее

— И с чего начинать?

Ольга: — Сначала рисовать на крупе или на песке, их можно насыпать на противень. И только потом на листе. В первую очередь ребенок должен понять, как правильно держать карандаш и как им пользоваться. Не давайте ручку раньше, чем карандаш, потому что она шариковая и не надо прилагать усилий при письме. Обучая счету, убедитесь, что ребенок действительно все понимает, а не перечисляет заученные числа. Не советую учить считать на пальцах, лучше сразу тренироваться считать в уме.

Людмила: — Не менее важно до школы развить фонематический слух ребенка: умение выделять звуки в речи, называть их, выделять звук в начале, середине, конце слова, называть слова на заданный звук. Что касается математики, ребенок должен владеть счетом хотя бы в пределах 10 (можно на основе предметов, а не чисел), знать, что значит «увеличить-уменьшить», уметь соотносить число и количество предметов. Ребенок должен быть интеллектуально готов к школе, иметь представления об окружающем мире (цвета, названия предметов, времена года и т.д.).

— А еще он должен быть готов физически…

Людмила: — Да, про физическую готовность к школе (развитие координации, выносливости) забывать нельзя. Ведь с началом обучения нагрузки на организм резко возрастают. Важный признак физиологической готовности к обучению — и это не выдумки! — смена передних зубов. Если сменились — ребенок готов к поступлению в школу. Если нет, лучше повременить.

Подружки-первоклашки за партой

— Что бы вы посоветовали родителям будущих первоклассников? На что обратить внимание за год до школы?

Людмила: — Очень важно развитие мелкой моторики. Кроме лепки, рисования, различных поделок и прочего, необходимо учить штриховать, раскрашивать. Наукой доказано, что, если мелкая моторика не развита, ребенок будет испытывать трудности при обучении письму. Мелкая моторика и интеллект напрямую связаны, развитие мелкой моторики оказывает влияние и на речь ребенка. Учите ребенка пересказывать. Обращайте внимание на правильность произношения звуков. Вовремя корректируйте проблемы с логопедом. Если нет возможности посещать логопеда, то занимайтесь сами, используя специальную литературу. Развивайте память и внимание. Просите заучивать наизусть стихи. Учите сравнивать, находить сходства и различия.

Ольга: — Обращайте внимание на любые трудности, которые возникают у ребенка во время занятий или игр. Казалось бы, незначительный для детского сада пробел в школе может принести немало проблем. У меня был ученик, которому очень трудно давались стихотворения. Но его родители, не уделяли этому большого внимания, считая, что в саду и так много задают. Когда ребенок пошел в школу, в первом классе возникли проблемы с иностранным языком: мальчик не мог запоминать новые слова и стал получать двойки.

Я бы посоветовала родителям заниматься с ребенком по схеме пяти столпов: математика, чтение, правописание (здесь важно следить за тем, как ребенок держит карандаш, с какой силой нажимает), окружающий мир и изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование).

Людмила: — Добавлю еще один пункт — коммуникативное развитие ребенка. Часто проблемы в этом плане возникают у ребят, не посещавших детский сад. Наблюдайте, как ребенок общается со сверстниками, умеет ли договариваться, делиться, корректно отстаивать свою точку зрения, не прибегая к рукоприкладству. И еще добавлю, ребенок должен уметь ставить цель, планировать свою деятельность, пусть пока и в форме игры. Это важные мыслительные процессы, без которых успешное обучение в школе будет невозможно.

Радостная первоклашка с карандашами, книжками и глобусом

— Существует несколько разных программ, по которым работают школы. Вы уже упоминали наиболее сложные программы начальной школы. Как родителю не запутаться и выбрать наиболее подходящую программу для своего ребенка?

Людмила: — Все программы начальной школы сейчас переработаны в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения — ФГОС НОО. Все они созданы в соответствии с личностно-ориентированным обучением, во всех соблюдается принцип непрерывности. Нельзя сказать, какая программа лучше, какая хуже. Просто некоторые программы требуют более серьезной дошкольной подготовки.

Мой совет родителям будущих первоклассников: при выборе школы лучше все-таки ориентироваться на будущего учителя, а не на программу.

Если же все-таки для вас важна программа, обратите внимание на то, сколько лет программа существует, прошла ли апробирование, какие результаты показывает. Изучите заранее методические материалы, посетите школу, поговорите с руководителем и непосредственно с будущим учителем. Какой бы ни была программа начальной школы, с хорошим педагогом освоить ее не проблема.

Ольга: — Одной из самых популярных массовых программ является «Школа России», она, пожалуй, и самая простая. В ней очень много материала идет на закрепление уже изученного. Программа очень размеренная, и ребенку с «живым» умом может быть скучно и неинтересно. На мой взгляд, наиболее сложная программа — «Перспектива». В ней много таких заданий, выполнить которые без развитого логического мышления и способности к самообразованию будет очень сложно. Выбирая школу и образовательную программу для ребенка, родителям следует задуматься о том, насколько плотно они готовы ежедневно сотрудничать со своим ребенком, есть ли у них для этого время и силы. Ведь, чем сложнее программа, тем тяжелее школьнику выполнять задания самостоятельно.

Поступление в первый класс является переломным моментом в жизни каждого ребенка. И важно подготовить его к этому рубежу со всех сторон: и интеллектуально, и психологически, и физически. Ну и, конечно, морально настроиться пройти всю школьную программу заново — уже вместе с ребенком.

Мама помогает первокласснику делать домашнее задание

Мнения родителей

Елена, Томск

— На подготовительные курсы при школе я водила сына только для того, чтобы он легче адаптировался. Писать и читать немного научили в детсаду, дома тоже занимались, буквы к четырем годам уже все знал. Но я волновалась из-за того, что сын очень активный, неусидчивый, а в школе к детям уже совсем другие требования, не как в садике. Только поэтому мы пошли на эти курсы. За год сын научился хорошо читать и решать простые примеры по математике. Но самое главное, курсы помогли ему научиться не отвлекаться и внимательно слушать. Я очень довольна и не жалею, что все-таки записала туда сына. Когда началась учеба по-настоящему, он был уже знаком со всеми школьными порядками и не отвлекался на них.

Антонина, Воронеж

— Я считаю, что так называемые курсы по подготовке детей к школе, которые проводятся самими школами, — это просто высасывание денег. Моей дочери почти шесть лет, пока мы занимаемся дома. Мне интересно, если к поступлению в первый класс ребенок должен читать и писать, то с чего начинается программа начальной школы, чему учат в первом классе? Скорее всего, учителю приходится переучивать детей. Ведь методик-то обучение сегодня очень много, и все они очень разные.

Светлана, Москва

— Младшую дочь вожу на подготовительные курсы в школу. В ней учится старший сын, он так же ходил на дошкольную подготовку. Цена не маленькая — 7000 рублей в месяц. Но результаты уже видны. Каждый родитель решает сам, водить ребенка или нет на курсы. Я выбрала подготовку при школе, так как считаю, что дочке будет легче адаптироваться и домашние задания она сможет выполнять самостоятельно.

Анастасия, Санкт-Петербург

— Считаю, что подготовка подготовке рознь. Я психолог по образованию и вижу, что далеко не все школы учитывают возрастные особенности шестилеток и основывают свои занятия не только на учебной, но и игровой деятельности. В поисках школы для дочки я объездила несколько школ, которые находятся относительно недалеко от дома. В основном подготовка детей к школе ограничивается обучением чтению, письму и счету. Независимо от того, с какими проблемами пришел ребенок. Это чревато тем, что неподготовленный и неуспевающий за всеми ребенок еще до школы получит комплекс «Я не смогу», а любознательный и активный ребенок, познакомившись со школой на курсах, будет скучать в первом классе. Было бы лучше, если бы педагоги тестировали шестилеток, выявляли пробелы каждого и занимались их заполнением. Чтобы на выходе, к первому классу, все дети находились примерно на одном уровне.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
3022 12 Двое детей и 650 кг коробок: советы переезжающим в другой город 5130 12 В отпуск на ПМЖ: как взять и переехать из Томска в Калининград 2275 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично