Как правильно организовать для ребенка первый поход в музей и приобщить его к искусству



«Сначала учительница нам сказала, что у нас „нерисующая девочка“. Как так, девочка и не рисует котиков и принцесс? Или что там обычно в этом возрасте девочки рисуют? Я обратила внимание, что Насте это и правда неинтересно. А потом поняла, что она красивых рисунков, картин видела совсем мало, мы как-то другим с детства увлекались — мода, танцы. Наверное, в этом есть моя вина: я ее не брала в музеи, в садике их тоже туда не водили. Поэтому мы решили начать с акции „Ночь в музее“, чтобы Настя увлеклась хоть чуть-чуть, в такой вот обстановке с картинами начала знакомиться...»

Женский портрет у портрета

Эксперт: Евгения Попова, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея.

Эти слова обычной современной мамы мы услышали во время «Ночи в музее» — всероссийской акции, которая проходит в большинстве городов страны. Несмотря на поздний час, многие родители берут с собой ребятишек, потому что это шанс первое знакомство с музеями сделать незабываемым. В такие ночи можно чуть больше: немного шалить, трогать руками, а сотрудники устраивают целые театрализованные шоу-программы. Впрочем, и в обычные дни, как правило, не бывает проблем с тем, чтобы сводить ребенка в музеи зоологические, краеведческие, то есть туда, где много экспонатов-чучел, предметов быта, где рассказывают о мире «вещном», понятном ребенку, о том, что он может сравнить со своим опытом.

С художественными музеями ситуация чуть сложнее: живопись, графика, прикладное искусство детей обычно «цепляют» чуть меньше, хотя мамы, как одна, признают, что хотели бы, чтобы их ребенок разбирался и в этом. Так как же и для чего знакомить малыша с искусством? Своим опытом делится Евгения Попова, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея, мама двух дочерей и сына.

— В каком возрасте лучше впервые привести ребенка в музей искусств?

— Я бы сказала: «Никогда не поздно!» Начните с вопроса себе самому: «Когда я был в художественном музее своего родного города?» И, возможно, ответ удивит. Наша жизнь очень насыщенна и динамична, и порой времени на музей не хватает. Но ребенок — это всегда второй шанс: поиграть в игры, в которые вы не наигрались, купить куклы или вертолет на радиоуправлении, о котором когда-то мечтали. Полюбоваться природой, так как прогулка с детьми не терпит суеты, и именно у детей мы порой учимся видеть и слышать то, что происходит прямо сейчас, удивляться и радоваться вместе с ними. Музей искусств — это тоже тот мир, который вы можете открывать вместе со своим ребенком.

Картины Пластова детской психике не повредят

— С чего начать знакомство?

— До того, как вы переступили порог музея, хорошо бы просто прогуляться рядом с ним и поговорить о том, что такое музей, для чего он существует. В нашем музее практически целый год прямо в оконных витринах экспонируются выставки, с них-то как раз и можно начинать. Это могут быть детские рисунки, что знакомо и близко ребенку, или фотографии, без чего уже невозможно и представить нашу жизнь. А потом спросить ребенка, хотелось бы ему узнать, что же находится внутри — в музее? И если вы получите положительный ответ, то предложите посетить музей, например, в следующие выходные, с утра.

Лучше идти именно с утра, так как для ребенка это возможность побыть с вами в выставочных залах практически наедине. Это важно, так как в музее вам придется говорить и, конечно, слушать, внимательно и со всей серьезностью. А для этого, на мой взгляд, лучше, если вам никто мешать не будет, и не нужно будет заставлять ребенка говорить потише.

Пока ребенок ожидает, пусть несколько дней, но все же, похода в музей, взрослым может помочь сайт музея. Заглянув туда, вы познакомитесь с выставками, которые там экспонируются, и даже с изображением отдельных картин, в основном представленных в постоянной экспозиции музея. Картины можно показать и ребенку, ему будет приятно найти в музее уже знакомое произведение, это можно даже сделать игрой, почему бы и нет?

Дети смотрят на картину и задают вопросы

— Что делать и что говорить родителям при первом посещении музея с ребенком?

— Запомните главное: чем проще и естественнее вы будете чувствовать себя в музее, тем комфортнее будет там ребенку. Итак, подготовка закончилась, вы уже немного знаете о музее, ребенок запомнил несколько картин, и этого уже достаточно, чтобы наконец-то решиться и переступить порог. В самом музее нужно вести себя в соответствии с возрастом ребенка.

Если ребенку 3–4 года, то вам придется озвучивать пространство, то есть говорить обо всем, что вы видите. Спросите его о том, кто или что изображено на картине, какого цвета, сколько, большое или маленькое — задавайте любые вопросы, привлекающие ребенка и дающие ему ощущение, что он уже это знает и у него все получается. Если ребенку 5–7 лет, то можете поговорить о настроении, которое вызывает картина, предложить представить себя внутри картины и рассказать, что он будет чувствовать, если окажется в ней, — это поможет ребенку догадаться, что чувствовал художник, когда писал эту работу. Вообще, не стоит загружать ребенка в этом возрасте информацией познавательного характера, лучше делиться впечатлениями, например: «Вот моя любимая работа, она солнечная, и мне около нее уютно, а как тебе?»

Если ребенку уже 8–10 лет, то можно рассказать о том, как долго учатся художники, чтобы достичь мастерства, это вызовет уважение к художнику, как к профессионалу, и, возможно, подвигнет самому попробовать себя в студии рисунка или школе искусств. Можно порассуждать о том, какую мысль или идею хотел выразить художник, о времени создания картины, можно вспомнить писателей, которые работали в это время, и писали знакомые вам книги на близкие темы.

Для ребенка старше 10 лет темы просто бесконечны: можно говорить и об истории, и о философии, и о литературе, и о современном мире, и о человеке и его ощущениях, и о многом другом.

Если поход в музей для вас — праздник, это ощущение передается и ребенку. Постарайтесь быть искренне заинтересованным в процессе, ведь вам важен ваш ребенок и его ощущения!

— Родители вдохновились, но как не переусердствовать с первым знакомством?

— Если говорить о длительности посещения, то это непредсказуемо и отчасти зависит от характера каждого малыша. Но лучше начинать с малого, если ребенок — совсем кроха, то вполне может хватить 3–5 работ и разговора о них. Если вы чувствуете, что ребенок устал или он хочет побегать, то лучше выйти на улицу и погулять. Заставлять осмотреть все залы за один раз не стоит ни в коем случае, а то может возникнуть ощущение, что в музее все одно и то же: картины, картины — и можно просто за 15 минут пробежаться по залам и уйти. И действительно, такое случается, поэтому лучше меньше, да лучше.

В залах музея есть места для отдыха, обязательно присядьте, ребенок должен чувствовать, что его в музее ждали, что все здесь для того, чтобы ему было удобно: устал — посиди, если хочешь порисовать сам, то в экспозиции есть уголок для творчества, если совсем устал — приходи в следующий раз. А после посещения выставки хорошо вспомнить о том, что вы вместе увидели в музее.

Девочка порхает от счастья встречи с прекрасным

— Какую выставку лучше выбрать для первой встречи с искусством?

— Ребенок 3–5 лет выставку со скульптурой или иллюстрациями к детским книгам воспринимать будет легче, ведь он окажется среди знакомых образов. Обычно раз в год, в основном летом, музеи стараются организовывать выставки, посвященные сказкам или животным. Но ограничиваться только уже известным не стоит, ведь музей тем и хорош, что он позволяет раздвинуть границы. На любой выставке вместе с ребенком вы обязательно найдете «вашу» любимую картину, а может и не одну. Всегда можно поговорить о природе, которая изображена на картине, о человеке и о своих ощущениях от произведения.

Если это персональная выставка, то можно представить, что вы попали в мастерскую этого художника. А если ваш ребенок — «сорвиголова», то можно представить, что вы планируете ограбление и думаете, какую картину лучше всего украсть и почему. Любая игра, любая воображаемая ситуация будет хороша.

— Какие еще необычные первые знакомства с музеями, кроме акции «Ночь в музее», существуют?

— Для детей в постоянных выставках из фондов музея мы устраиваем небольшие интерактивные зоны с заданиями, например, нужно найти пять отличий копии от оригинала или восстановить недостающий фрагмент картины.

Но все это подходит для совместного творчества ребенка и взрослого, который еще не забыл, что он тоже был ребенком. Если же вы чувствуете, что энергия ребенка бьет через край, а вашего времени и сил уже не хватает, то можно доверить наследника специалистам музея. Студии при музеях существуют разные, дети туда ходят от 3 и порой до 12 лет. Есть студии рисунка, студии творчества, где будет не только рисование, но и лепка и многое-многое другое в занимательной и игровой форме. Плюс этих студий в том, что ваш ребенок будет чувствовать себя в музее «своим», сдружится со сверстниками, не пропустит ни одной интересной выставки, и вам будет о чем поговорить с ним в музее.

Весёлая семья на выходных

Евгения Попова с детьми.

— А когда вы в первый раз привели в музей своих детей?

— Если говорить о личном опыте, то мои дети с детства могли видеть все, что экспонировалось в музее. Но если честно, то я с ними не торопилась и сейчас не тороплюсь. Порой мы просто ходили по музею, если дочь останавливалась, останавливалась и я, спрашивала о чем-то или отвечала на возникающие вопросы. После экскурсии мы всегда садились и осматривались, и я опять выясняла, что ее заинтересовало. Иногда мы сначала смотрели на картину издалека, потом подходили поближе, потом опять отходили и прислушивались к себе: как меняется ощущение от картины и где ее лучше всего смотреть. Я читала, что можно присесть рядом с ребенком на корточки и увидеть картину такой, какой ее видит совсем маленький еще человек.

Но чем старше становились дочки, тем больше я молчала, и порой оставляла их наедине с картинами, и только потом, если они хотели, я что-то говорила. Просто я убеждена, что видеть прекрасное ребенок учится сам или, возможно, он с рождения умеет это делать. Мы можем просто помочь: дать ему возможность встретиться с искусством и показать, что это интересно, нужно нам самим, и мы сами это любим.

Красочная книга для юных художников

Что почитать по теме: «Школа искусств. 40 уроков для юных художников и дизайнеров». Тил Триггс, Дэниел Фрост

Вы знаете, что такое паттерн? А что нужно сделать, чтобы картинка стала объемной? Может ли цвет влиять на настроение? Ответы на эти вопросы сможет дать практически каждый взрослый, если немного подумает. Но дети в силу недостатка опыта на такие вопросы ответить не смогут. Для того, чтобы они смогли понять эти базовые вещи в изобразительном искусстве (или скажем более модно — в дизайне), следует прочитать книгу Тила Триггса и Дэниела Фроста «Школа искусств». Скорее, даже не прочитать, а обучиться в этой школе. Примечательно, что оба автора книги вынесены на обложку, учитывая то, что Тил Триггс — автор именно текста, а Дэниел Фрост — автор рисунков. Дело в том, что изобразительная часть книги является едва ли не более важной, чем текстовая.

Книга имеет необычный формат — квадрат примерно 40 на 40 см. Но самое необычное — внутри. Это не просто книга, где нужно читать главу за главой, это настоящая школа с триместрами и профессорами. В начале книги юный читатель знакомится с профессорами Фантазией, Основой, Впечатлением, Миром и Технологией. Также ученику рассказывают о том, как будут проходить занятия. Наверное, после первых страниц кажется, что сейчас все станет скучно, умно и как в обычной школе, но нет — впереди читателя ждет небольшое количество текста на каждой странице, много красочных изображений и веселые профессора (например, профессор Впечатление сообщает, что больше всего любит мороженое в вафельном рожке).

Каждый разворот (а иногда и каждая страница) — это отдельный урок. Его содержание лаконично, но емко. Помимо описания и картинок с примерами ученику предлагается выполнить различные несложные задания: сфотографировать что-то по теме и понаблюдать, что из этого вышло; попробовать сконструировать различные предметы; посчитать грани на игральном кубике и так далее.

Заявлено, что книга рассчитана на детей 8–12 лет, но прочитать ее будет полезно как тем, кто только собирается поступать в школу, так и тем, кто много-много лет назад ее закончил. Каждый найдет для себя что-то новое. В целом же «Школа искусств» рекомендована тем, кто посматривает в сторону дизайна или хочет научиться азам рисования. При этом книга не учит рисованию как таковому, она учит скорее понимать, как нарисовать так, чтобы это было красиво, гармонично и интересно. Ученик школы искусств будет понимать, чем плохая картинка отличается от хорошей, не на уровне «потому что она мне нравится», а на уровне «объекты композиционно верно выстроены».

Кстати, в конце книги есть подбадривающая фраза, после которой любой маленький художник решит продолжить свои начинания: «в искусстве нет ошибок, есть только неожиданные результаты».

Яна Кравец


Интересное в сети
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
298 12 Новогодний адвент-календарь для ребенка: как создать праздник еще до Нового года 1511 12 «Ранний старт»: турник, домик и полоса препятствий 481 12 Мама на передовой: военные лайфхаки