СТИХИйная радость: как помочь ребёнку понять и полюбить поэзию

В два года ребёнок радостно лепечет песенки и потешки, повторяет за мамой рифмы. В детском саду — уже с меньшим энтузиазмом учит выданное к утреннику четверостишие. В начальной школе зазубривание строк русской классики становится настоящим испытанием, причем для всей семьи. Знакомая ситуация? Так бывает, если вовремя не «подружиться» с поэзией. Для чего ребёнку читать стихи, и какие авторы вам помогут? Об этом портал Kids365.ru поговорил с преподавателем русского языка и литературы, чьи ученики с поэзией всегда в ладу, с бабушкой троих внуков — Людмилой Тяжелковой.

Главный вопрос — зачем?

Для чего в наш прагматичный век тратить время на поэзию? Всё просто: без стихов ущербно и невозможно эмоциональное развитие ребенка. Стихи развивают речь, образное мышление. Ещё они воспитывают без назидания, учат в игре. Развивают память, вкус, чувство ритма.

Когда начинать

Счастливая бабушка с тремя внуками

Эксперт: Людмила Тяжелкова, преподаватель русского языка и литературы, бабушка троих внуков.

Ещё до рождения ребёнка! А уж с первых дней появления на свет — бесспорно! В ход должны пойти и потешки, и пестушки, и прибаутки… Они дают первое знакомство со звуками, рифмами. Вот типичная потешка для самых маленьких.

Чок-чок, на бочок,
Глазки, ротик — на крючок,
Коленочки к стеночке,
Мальчики и девочки,
Спать…
Спать…
Спать…

Главное, чтобы все это проходило через душу того, кто стихи до малыша доносит, ведь для него главное в самом начале совсем не смысл, а музыка стиха: его ритм, рифма, само завораживающее звучание. А еще — тёплые чувства и любящие интонации. Если всё это будет, совсем скоро ребенок начнет воспринимать и смысл.

— С моими внуками все так и было: своему первому внуку я читала стихи, когда он находился еще в мамином животике, — делится опытом Людмила Тяжелкова. — Как-то осталась с ним, с трехнедельным. Дочь задержалась в институте, и надолго. Ни песенки, ни укачивание на руках не помогали. Положила его на кровать, прилегла рядом и стала наизусть читать «Евгения Онегина». Внучек мой успокоился и слушал до самого прихода своей мамы — минут 40! В этом возрасте ребёнок ещё не всегда точно понимает смысл стихов, но красоту — уже чувствует.

Как выбрать

Создание стихов для детей я считаю делом намного более ответственным, чем создание стихов для взрослых. Должны быть выверены каждый звук, каждое слово, ритмический рисунок, чтобы их можно было читать «как дышать»! При этом образы должны быть близки и понятны ребенку, способны трансформироваться в яркие картинки, а с помощью своей фантазии ребёнок уже дорисует своё участие. Примеры? Пожалуйста! Замечательные строки Владимира Лапина.

Утром было много
Чудес:
Появился ветерок —
И исчез.
Мыли облаку бока
Облака —
Стало облако белей
Молока.
А потом на небольшой
Высоте
Самолёт один смешной
Пролетел;
Помахал он сверху липам,
Домам —
И умчался по своим
По делам.

Агния Барто, Корней Чуковский, Самуил Маршак — это, бесспорно, детская классика. Стихи, проверенные опытом многих поколений, стихи, которые никогда не устареют. Ничего лучшего для маленьких детей пока еще никто не придумал. Они и сейчас, как и пятьдесят лет назад, остаются в верхних строках хит-парада детской поэзии.

— Очень люблю стихи Ирины Токмаковой. В нашем доме живет большой сборник ее стихов, купленный еще моим дочерям. Поэзия ее диалогична: вопросы и ответы, загадки и отгадки. Такое построение текста учит ребёнка думать, искать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь, — советует педагог. — Без сказок Александра Сергеевича Пушкина не представляю поэтического мира ребенка! Ну, куда он без «Ветер, ветер! Ты могуч»? А как без стихов Сергея Есенина — музыкальных, трогательных, пробуждающих любовь к всему родному и близкому? Как без его «Белой березы»?

Глашатай революции — Владимир Маяковский — тоже писал для детей, и делал это прекрасно. Он с «Тучкиными штучками» и «Что ни страница, — то лев, то львица» не должен пройти мимо ни одного ребенка.

Юнна Мориц, Борис Заходер, Роман Сеф и Вадим Левин, Эмма Мошковская, Марина Бородицкая… Эти поэты просто и весело пишут о главном: что хорошо, что плохо, почему важно быть добрым, как относиться к миру и людям, почему нужно делать то, чего не хочется. В их стихах нет назидания.

— Стоит ли читать детям Даниила Хармса? Образы его стихов иногда понятнее детям, чем взрослым. Просто внимательно выбирайте! Но, думаю, не стоит маленьким детям читать «ужастики», например, «Иван Топорышкин пошел на охоту…», — говорит Людмила Тяжелкова. — Что до современных поэтов, то я не терплю никаких «грамматико-графическо-орфографических» отклонений от нормы, тем более — в стихах для детей. Но на стихотворении Веры Полозковой задержала внимание.

— Мама, правда, что игрушки
Оживают по ночам?
Кофе пьют, едят ватрушки?
— Нет, никто не замечал.

— Говорят? играют в прятки
И танцуют до утра?
— Ох, родная, это вряд ли.
Уже поздно. спать пора.

Но как только свет потухнет,
Я опять смотреть пойду,
Как мои друзья на кухне
Затевают чехарду. (…)

На рисунке малыш и одуванчик

Когда учить

Лучший метод — не навязывать поэзию! Учите с дошколятами стихи, когда у ребёнка есть настроение и потребность. Непринуждённая обстановка — идеальный помощник. Увидели одуванчик по дороге из садика? Можно сразу вспомнить и выучить стишок:

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное,
Ветерку послушное.

— Проведя неделю у прабабушки в деревне, мы с внуками привозим солидный багаж — по 7 новых стихов. Про дождик, про природу… Обстановка, как говорится, располагает, — объясняет Людмила Тяжелкова. — Но такой метод предполагает, что сама мама должна стихи любить и знать. Попробуйте полистать сборники, подготовиться заранее, а в нужный момент выдать стихи «по случаю».

И ещё — должна ли мама знать наизусть стихи, что учит ребёнок? Ответ — должна. Как однажды повторить с малышом выученное стихотворение, если сам его толком не помнишь?

Нарядные дети на сцене

Как учить

Здесь и педагоги, и психологи сходятся на четырех простых и логичных советах.

  • Раньше и больше! Возраст осознанного запоминания — уже 4 года. Если до этого поэзией ребёнок просто наслаждался, сейчас можно осмысленно учить новые строки. Закономерность простая — чем больше строк знает ребёнок, тем лучше развивается его память.
  • Объясняйте! Расскажите, а лучше покажите ребёнку, что значат все слова, которые он не понимает. Разбудите его личные ассоциации.
  • Не спешите! Оставьте взрослых поэтов школьным учителям. Выбирайте стихи по возрасту и по интересам. Если мальчик интересуется машинами, а не тучками и птичками, попробуйте сначала увлечь его стихами о технике.
  • Покажите пример! Рассказывайте стихи выразительно, заразительно. Только такое исполнение имеет смысл. Детсадовские монотонные чтения ни в коем случае не должны стать для ребёнка примером. Стесняться здесь некого и нечего, ребёнок об этом даже не должен задумываться.

Видит или слышит?

Попробуйте понять, как ваш ребёнок запоминает информацию? Ему легче представить себе картинку, нарисовать её, увидеть на экране, или, в первую очередь, он вслушивается в звучание стиха и копирует его? Да, и в 4 года — они уже будущие визуалы, аудиалы и кинестетики. И это нужно учитывать, выбирая стихи.

Поэтические произведения учат ребёнка думать и чувствовать, любить родной язык, слышать и понимать музыку стиха и чужие мысли. Слушая и читая стихи, ребенок учится творить. Не ленитесь читать малышу — это вклад в его будущее. И востребован он будет — как минимум — уже в первом классе!

Интересное в сети
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
349 12 Деревянный спорткомплекс для детей: гармонично и экологично 798 12 Новогодний адвент-календарь для ребенка: как создать праздник еще до Нового года 2281 12 «Ранний старт»: турник, домик и полоса препятствий