Нервные тики у ребенка: симптомы, лечение и прогноз

Тик

Тик заключается в самопроизвольно возникающих и исчезающих ритмичных сокращениях одной или нескольких мышц. Нарушение вызвано неправильной работой коры головного мозга. Лечение нередко затруднено тем, что взаимосвязь между патологией и вызывающими ее факторами неочевидна.

Тик не поддается коррекции путем самоконтроля. Но далеко не все тики требуют лечения. Значительная их часть носит временный характер и постепенно проходит сама, а часть просто не причиняет маленькому пациенту неудобств. Это напрямую зависит от их природы и масштабов, то есть от того, сколько мышц вовлечено в процесс.

Разновидности

Нервные тики классифицируют по нескольким признакам: происхождению, расположению, сложности и выраженности. Так, их этиология (причина) может быть разной.

  • Первичной. Когда тик у ребенка возник на истинно нервной почве. Данный вариант — самый простой в плане терапии и прогноза, поскольку чаще всего первичные тики самопроизвольно исчезают со временем.
  • Вторичной. Когда тик служит симптомом или следствием заболевания серого/белого вещества головного мозга (он может возникнуть после черепно-мозговой травмы, менингита, вирусного энцефалита). Эти тики устойчивы к лечению настолько же, насколько и их причина.
  • Наследственной. Одна из аномалий работы коры головного мозга, которая кодируется на генном уровне. Наследственные тики у детей терапии не подлежат — их можно лишь купировать с большим или меньшим успехом на протяжении всей жизни. Обычно они затрагивают большее число мышц, чем первичные тики и выглядят порой весьма своеобразно. Так, среди наследственных тиков наиболее заметен и, следовательно, известен синдром Туретта. Он вынуждает больного периодически выкрикивать оскорбления и непристойности независимо от окружающей обстановки, совершать хаотические телодвижения или просто издавать в момент тика серии странных, громких звуков.

По степени сложности виды нервных тиков ограничиваются простыми (когда совершаемые больным движения тоже просты) и сложными (когда в тиковый «компонент» у ребенка входит целая серия причудливых движений). С точки зрения масштабов, тики у детей делят на генерализованные (затрагивающие крупные группы мышц) и локальные (одна-две мышцы). Что касается расположения очага тика, то он может быть следующим.

  • Мимическим. Самым распространенным, затрагивающим мышцы лица. При таком тике ребенок склонен иногда часто-часто моргать глазами или кривить губы. Подергивание верхних и нижних век — явление из этого же ряда.
  • Вокальным. В котором участвуют голосовые связки. В момент такого тика пациент издает либо громкие разрозненные и лишенные смысла звуки, либо выкрикивает отдельные слова.
  • Периферическим. Выражающимся подергиванием и/или резкими взмахами конечностей. Такие тики у детей не всегда заметны для окружающих, особенно если они затрагивают небольшие мышцы и их группы (скажем, как подергивание плечами). Их чаще всего путают с банальным спазмом.

Происхождение

Причины нервных тиков у детей не всегда так сложны, как кажется родителям. Самая распространенная и безобидная из них (с точки зрения прогноза) заключается в напряженных жизненных ситуациях, полностью миновать которые не по силам ни взрослому, ни ребенку.

В такие моменты центральная нервная система малыша, которая растет и развивается вместе с его телом, пытается подстроиться под сложные обстоятельства, выработать оптимальную стратегию реагирования на них. Подобная задача требует от коры головного мозга известного напряжения, которое и проявляется ее ошибками в управлении отдельными мышцами. Близкое к указанному, но уже чисто физиологическое состояние — временная несогласованность между механизмами ускорения и торможения работы коры. Такие эпизоды часто случаются в детском и подростковом возрасте, но выравниваются уже к совершеннолетию.

Нарушение регуляции функций головного мозга

Кора ускоряет или замедляет темп своей работы под действием соответствующих гормонов — адреналина, серотонина, кортизона. Например, когда нужно думать быстрее, мозг отдает приказ гипофизу и надпочечникам. Те выбрасывают в кровь дополнительную порцию адреналина. Этот механизм называется нейрогуморальной регуляцией, и он нормален для центральной нервной системы. А в организме ребенка подчас отлажены не все взаимосвязи (например, между корой и надпочечниками) или могут не срабатывать некоторые команды. В таких случаях и возникает временный диссонанс в виде гиперактивности (чаще) или заторможенности (реже) некоторых моторных зон коры головного мозга.

Что касается регулирующих активность мозга гормональных желез, то детский тик, возникший по их причине, служит одним из их наиболее безопасных, хоть и пугающих родителей, последствий. Оттого максимум, чем они опасны, так это ярким негативным откликом, который вызывают у окружающих.

Успешная социализация важна для детей намного больше, чем даже для их родителей. А значит, усложняющий ее тик зачастую наносит ребенку новую психологическую травму. Это может приводить к закреплению или усугублению уже имеющихся аномалий в работе коры пропорционально росту его психологической напряженности.

Симптомы

Проявления нервных тиков у детей могут быть самыми разнообразными — от закатывания глаз, мотания головой и облизывания губ до движений пальцами, напоминающих игру на фортепиано. Могут выражаться даже немотивированными выкриками или пением, хотя наиболее распространенной формой все равно остается тик глаза. В любом случае речь идет именно о тиках, если они:

  • регулярно повторяются;
  • выглядят каждый раз одинаково;
  • внезапно начинаются;
  • заканчиваются спустя несколько секунд;
  • протекают безболезненно;
  • сознание пациента при них не меняется (он может даже не отрываться во время приступа от текущих занятий).

Электроэнцефаллограмма

Отличия от других нервных заболеваний

Если же во время тиков больной впадает в прострацию, теряет сознание, падает на пол, жалуется на боли в сокращающихся мышцах или приступы длятся дольше минуты, то вероятнее всего, речь идет о развивающемся нервном расстройстве. Плюс, такая картина может указывать на некоторые психические нарушения. Разница между одним и другим в том, что невроз обратим, а разлад психики — нет. Больше всего с нервными тиками у детей, особенно поначалу, схожи следующие расстройства и патологии.

  • Эпилепсия. То есть, наследственная или травматическая склонность коры головного мозга к спонтанным всплескам активности, которые прокатываются волной по ее зонам. Эпилепсия у детей не всегда проявляется так, как мы привыкли думать, ведь лунатизм тоже является ее разновидностью. В любом случае эпилептический припадок у ребенка никогда не длится меньше минуты. Кроме того, сознание при нем всегда нарушено, просто в той или иной степени.
  • Истерия. В данном случае начавшаяся с двигательного расстройства, но если ситуация будет развиваться в том же направлении, не за горами появление других нарушений поведения. Для истерии у детей не совсем типично начинаться с тиков. Скорее, с нарастающего эгоцентризма, требования внимания к себе любой ценой, вплоть до лживых заявлений, эмоциональных вскриков, неадекватных выходок. Но родители часто оставляют данный этап без внимания, полагая его следствием чрезмерной избалованности (такое мнение верно, просто результат прогрессирования некоторых видов «баловства» оказывается неожиданным). Истерическая модель поведения характерна для малышей, ни в чем не знающих отказа или выросших под чересчур авторитарным надзором. Словом, эта проблема никак не связана с особенностями их физического развития или строением их центральной нервной системы (ЦНС). А главное отличие истерии от тика в том, что у даже очень ярких и пугающих истерических припадков есть одна типичная сторона — театральность, сильный компонент «выступления на публику». В этом случае дело редко ограничивается «скромным» тиком: он почти всегда настигает ребенка на пике яростных криков, угроз, плача. Кроме того, истерические тики сочетаются с эгоистичным поведением и крайне нестабильным настроением в промежутках между приступами.
  • Навязчивые состояния. Обычно они формируются у неуверенных в себе и мнительных взрослых под гнетом стрессов. В целом обсессивные фобии нетипичны для детского возраста и могут говорить о начале аутизма или шизофрении (природа обоих состояний пока неясна). Но чем бы ни кончилось дело в дальнейшем, при неврозе навязчивых состояний ребенок может совершать бессмысленные, схожие с тиком движения намеренно, в качестве воображаемого «ритуала». Чаще всего страдающие таким отклонением дети придумывают схожие с тиком двигательные «ритуалы» для того, чтобы оградить себя на определенный промежуток времени (его тоже устанавливает сам больной) от негативных событий. Оттого мнимый тик может наблюдаться у малыша каждый раз перед выходом на улицу, приемом пищи, просмотром телевизора. Предваряемых «ритуалом» событий в его жизни может быть множество, что нередко затрудняет установление взаимосвязи между одним и другим. Однако совершаемые нарочно «ритуальные» движения у детей отличаются от тика еще и замедленным (во всяком случае, по сравнению с чисто нервной скоростью сокращения мышц) их воспроизведением.
  • Аутизм. Этим термином называется крайний «уход в себя». Такие дети погружены в собственные мысли и переживания. Их речь часто нарушена, они почти неспособны к усвоению новых знаний стандартными путями — только особыми, разработанными специально для них. Эмоциональная карта у них тоже развита слабо, они избегают как родителей, так и сверстников, могут неадекватно реагировать на попытки как мягкого, так и откровенного принуждения к нормальным для других малышей действиям. Нервные тики у них случаются наравне с парезами конечностей, но только как общее отражение аномалий в работе коры. То есть при аутизме они не говорят о повышенном психоэмоциональном напряжении.
  • Шизофрения. Ключевая ее особенность — галлюцинации. Чаще всего это «голоса в голове», которые постоянно что-то «говорят» ребенку. Замкнутый, сдержанный и невеселый малыш-шизофреник может лишь начать с тикоподобных движений, смысл которых понятен ему одному. Если же впоследствии он перейдет к уверениям, будто игрушки, другие окружающие предметы (например, выключенный телевизор, подушка) «советуют» или «запрещают» ему что-либо, это верный признак шизофренического расстройства.
Для всех перечисленных состояний, за исключением эпилепсии, тики нехарактерны — скорее перепады настроения, мании, фобии, отчужденность и другие особенности поведения/мышления. Поэтому по мере прогрессирования основной патологии приступы тика сами сойдут на «нет».

Лечение

Лекарства в случае с детскими тиками нужны не всегда. Время и дальнейший благополучный жизненный опыт часто помогают избавиться от проблемы быстрее и эффективнее любых других мер. Впрочем, лечение у малышей может мало походить на целенаправленную терапию, поскольку центральной нервной системе малыша подчас просто недостает незаменимых для ее правильной работы элементов рациона.

Диета и лекарства

Некоторые детские тики связаны с банальным дефицитом витаминов и минералов больше, чем с неизбежными трудностями в школе или наследственностью. И первое, что необходимо сделать родителям при появлении подобного нарушения, это обеспечить страдающему тиками ребенку полноценное питание. Для правильной работы ЦНС, включая ее периферические отделы, важны такие компоненты.

  • Аминокислоты и холестерин. Детям ни в коем случае нельзя навязывать вегетарианство, пост, диеты с ограничением животных продуктов. Считается, что наиболее значимую роль именно в качестве успокоительного для ЦНС играет заменимая (производимая в самом организме при превращении других аминокислот) аминокислота глицин. Ее можно купить в виде отдельного препарата и давать малышу по одной таблетке в день.
  • Витамины группы В. Особенно тиамин (В1), фолиевая кислота (В9), цианокобаламин (В12), никотин (В3) и пиридоксин (В6).
  • Фосфор. Незаменимый для работы коры, содержащийся в рыбе.
  • Магний. Главный стабилизатор активности периферических нейронов и кровеносных сосудов. Его в сочетании с витамином В6 можно найти в таких препаратах, как «Магне В6».

Хоть вмешиваться в работу ЦНС на этапе становления и нежелательно, в крайнем случае ребенку можно дать «Фенибут» — ноотропное (улучшающее мыслительную деятельность) успокоительное, которым проводят, в том числе, терапию нервных тиков у детей.

  • Дозы для самых маленьких. Детям до восьми лет можно давать не более 100 мг препарата в сутки, разделив эту дозу на три приема. Принимают сразу после еды в течение двух недель.
  • Дозировка для детей постарше. Для детей старше восьми лет доза может быть повышена до взрослой и составлять 250 мг в сутки.
  • Несовместимость. «Фенибут» усиливает и продлевает действие любых других успокоительных, а также нейростимуляторов (например, кофеина), наркотических препаратов и этилового спирта. Поэтому в детском возрасте подобные сочетания должны быть исключены, хотя у взрослых они иногда допускаются.
  • Противопоказания. «Фенибут» нельзя принимать при циррозе печени, патологиях почек, в первом триместре беременности, в период лактации и в возрасте до двух лет.

Врач проверяет девочке зрение

Альтернативные методы

При лечении абсолютного большинства патологий народные средства малоэффективны и только отнимают время, которое можно было бы потратить намного конструктивнее. Но в случае с нервными тиками у детей они показаны даже больше, чем прием успокоительных или ноотропов. Больному ребенку может помочь следующие.

  • Массаж. Не самое действенное средство, которое тем не менее способно расслабить мышцы вместе с проходящими внутри них периферическими нервными стволами. Расслабляющий эффект позволяет снять усталость постоянно сокращающихся из-за тика мышц, снизить общее напряжение (в том числе, психологическое). В совокупности это дает снижение частоты приступов в ближайшие часы.
  • Чтение заговоров или молитв. Неразборчивая речь и тихий голос чтеца заставляют вслушиваться в текст, а он содержит элементы кодирования. Возможные внешние эффекты наподобие освещения только свечами, запаха ладана и других ритуальных элементов только усиливают интерес ребенка к происходящему.

Лечение нервных тиков у детей именно народными средствами показано еще и потому, что ему благоприятствуют свойственные данному возрасту повышенная внушаемость и слабая рациональная составляющая мировосприятия. Оттого на малышах различные «шаманские действа» зачастую срабатывают хорошо — с устойчивым результатом и отсутствием рецидивов иногда вплоть до самой старости. Но нужно помнить, что «выливать», «выкатывать», «вычитывать» тик должен только знахарь, а «отмаливать» — исключительно священник. То есть, опытный специалист, поскольку далеко не все взрослые обладают природным талантом к гипнозу и внушению, владеют соответствующими техниками.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
149 12 Паховая грыжа у ребенка: симптомы, и почему операция неизбежна 123 12 Чесотка у детей: как выглядит, диагностика и терапия 196 12 Мононуклеоз у детей (заражение вирусом Эпштейна-Барр): признаки, особенности терапии и последствия